Хочу подкинуть вот какую тему для обсуждения. Мне приходилось довольно хорошо общаться с детьми разных священников, и вот что получилось. Все они оказывались в разной степени далеки от моего представления о них. Иногда мне кажется, что поведение некоторых невоцерковлённых людей более соответствует христианским нормам, чем поведение этих выросших в православной среде людей. Недавний пример. В последнее время очень хорошо общаюсь с сыном одного известного в Москве священника. И получается, что я, пришедшая в Церковь 10 лет назад, не воспитывавшаяся с младых ногтей в духе Православия, оказываюсь более строгой к себе и к христианам вообще, в отличие от него, можно сказать, выросшего в храме. Когда мы с ним спорим насчёт того, что можно, а что нельзя делать православному христианину, возникает ощущение, что он в храм никогда не заходил, Закон Божий не изучал и о заповедях ничего не слышал, и вообще, что он из какой-нибудь совершенно неверующей семьи. С его сестрой у нас немного более схожие позиции в мировоззрении. Но дело в том, что, читая книги про их семью, я умилялась и думала, что они все святые. Оказывается, не все. Родители-то у них и вправду замечательные, а вот сами дети… Итак, мой вывод: неважно, кто твои родители, важно, кто ты сам. Пожалуйста, выскажите своё мнение по этому поводу и поделитесь опытом общения с семьями священников. Потому что то, что мы видим снаружи, зачастую оказывается не тем, что есть на самом деле. И давайте вместе подумаем над вопросом: почему наши батюшки и матушки такие замечательные, а их милые детки как будто и не из этих семей?
...я, пришедшая в Церковь 10 лет назад, не воспитывавшаяся с младых ногтей в духе Православия, оказываюсь более строгой к себе и к христианам вообще, в отличие от него...
Простите, Вы по какому праву "строги"? Вы их мама, папа, Господь?
Не лучше ли не оценивать духовный уровень другого человека? Мы не сердцеведцы (хотя, может тут и святые сидят, и Вам дан подобный дар, я ж не знаю), чтобы с полным правом обсуждать духовную планку посторонних.
А что, если неправы Вы? Если Вы слишком ужесточаете христианство? Женщинам это ой как свойственно - на первой же странице Библии подобный инцедент описан, ажно до грехопадения))
Это не констатация факта - это пища для размышления
Казачка писал(а) Втр, 24 Апреля 2007 15:37
Когда мы с ним спорим насчёт того, что можно, а что нельзя делать православному христианину, возникает ощущение, что он в храм никогда не заходил, Закон Божий не изучал и о заповедях ничего не слышал, и вообще, что он из какой-нибудь совершенно неверующей семьи. С его сестрой у нас немного более схожие позиции в мировоззрении.
А люди - они впринципе не под копирку. Даже дети священников разные бывают.
Кто-то в этом мире грудь у мамки с пеленок по средам и пятницам не берет, кто-то только умирает мучеником, успев побыть и убийцей, и развратником. А кто-то до Бога не доходит.
Потому что вера, это дар, который кто-то берет, кто-то отвергает. Есть мнение, что вера не выстраданная, а привитая с детства, становится такой же банальщиной, как зубная щетка по утрам, если ребенка заставлять, а не объяснять.
Потому что поповичи тоже дети, их тоже надо воспитать - от одного наличия папы с золотым крестом веровать не начинают. Священник - он такой же отец. Который может привить ребенку любовь к христианству, а может и отвратить.
И потом - дети священников давно лишены этого восторженного пафоса: "а вон та семья в трех сантиметрах от земли ходит, до того свята" - они лучше обычных прихожан знают изнанку церковной жизни. Возможно, более циничны, более жизненны. И это не всегда плохо.
Географическое положение: С-Петербург
Пол: НЕ УКАЗАНО
Re: Дети из семей священников
Мне кажется что нельзя лесть в семьи священников с суждениями, к сожалению некоторые правила христианства некоторые прихожане надумывают, усложняя себе и другим жизнь. Простите Казачка - это не конкретно к Вам ,а наблюдение. У меня есть знакомые , которые к себе очень строги и всё бы это было хорошо, если бы не следили ну например за моей семьёй. И когда я слышу от таких людей ещё и суждения о семьях священников, то кажется что это просто ну очень святые люди. Зачем им на себя смотреть? Вокруг так много грешников. А в псалме Давида написано "ОТ юности моея многи борют мя страсти". К тому же священник это в какой то степени публичный человек и ему от излишнего внимания и так тяжело, а ещё когда и в семью заглядывают...
Ну, я удивление Казачки понимаю. Мы часто имеем ожидание праведности от священников, их жен, детей и т.д. Это следствие нашей "ленивой" духовной природы. Нам легче равняться в своей духовной жизни на человека, а не на Бога, хотя это и неправильно.
Тут важно понимать, что священники и члены их семей подвержены другого рода искушениям и испытаниям, чем простые прихожане. Мы ходим на работу, у нас неверующие сотрудники и начальники, для нас Церковь - глоток свежего духовного воздуха, мы там отдыхаем. А священник? Он в Церкви служит. И утомление у него может быть, и отсутствие настроения, и неприятности там какие-то дома, а он что? он все равно не имеет права кому-то отказать, закрыться в себе, проявить невнимание. Нам, прихожанам, кажется, что у него всегда все хорошо, что не терзают его уныние, раздражение, что ему так просто всех любить и быть праведным. А ему, если вы не согласны, что сложнее, то трудно точно так же, как и нам.
У протестантов есть специальное направление богословия и церковной практики, посвященные ДВР - специальный термин "дети верующих родителей".
ДВР сталкиваются с проблемой обыденности церковной и духовной жизни вообще. Они с детства ходят храм, прямо скажем, независимо от своего собственного желания, они сами никогда не стояли перед выбором: верить им в Бога или нет, ходить им в церковь или нет. А над детьми священников еще и висит гиря мнения окружающих - вот и получается, что дети привыкают поступать согласно принципу "положение обязывает", а не так ,они сами считают правильным. Человек взрослеет, ему может и надоесть поступать так просто по привычке - это его собственный выбор, как бы тяжело ни было его родителям.
Поэтому мы, которые пришли к Богу через испытания, которые преодолевали трудности, чтобы Его обрести, имеем более яркие духовные переживания, чем те, кто всего этого не проходил. Мне кажется точно так же как невоцерковленному человеку трудно переступить через себя и воцерковиться, точно так же трудно с детства воцерковленому человеку избавиться от обыденности православия.
Географическое положение: Украина, г. Ки...
Пол: Женский
Re: Дети из семей священников
Недавно сходила в храм своей единственной православной подруги. Там она познакомила меня со своим духовником. Почтенный старец, не лишенный разных духовных даров (так говорят прихожане).. но вот 2 раза женат был.. первая жена сама ушла от него.. имеет 3 детей.. 2 из которых спились.. одна только младшая дочка радует..
Отец не лишал выбора своих детей - и каждый пошел своим путем - одни спились, а другие идут по стопам своего отца. Воспитание, учение, строгий присмотр - это хорошо.. но очень часто выходит один и тот же результат. Что лучше спившийся ребенок по своему выбору - или ребенок спившийся от давления родителей..? У каждого свой духовный путь и препядтсвия на этом пути.. каким-то детям надо сделать выбор между хамством и нормальным общением, другим между водкой и походом в церковь.. у каждого свои слабости и естественно на ети слабости находятся и соблазны. Меня например вовсе не смутили обстоятельва жизни этого священника.. наоборот восхитил его подвиг. Он бы не стал (я так думаю) прозорливым старцем если бы нарушил выбор своих детей (и жены), насильно впихнул их в церковь..или упал бы в депресию и самоуничежение (какой я плохой родитель и священник раз у меня такое вытворяет ребенок). Нет он продолжил служение церкви и я думаю все продолжает просто молится о своих близких.
Можно смотреть на семью священника и хулить его ошибки и его детей. А можно смотреть на то, как из етих падений выходит человек и многому научится.
Я думаю что больше падений и соблазнов получается не у обычного прихожанина, а как раз у священников... А мы смотрим не на то как они с этим справляются, а на само количество падений и осуждаем их( мол думаем, что святой тот, кому не приходится испывать соблазнов). Ведь человек который ни разу не оступился- он не познал мира, ничего не научится, а значит далек от Бога..
Простите, Вы по какому праву "строги"? Вы их мама, папа, Господь?
Не лучше ли не оценивать духовный уровень другого человека? Мы не сердцеведцы (хотя, может тут и святые сидят, и Вам дан подобный дар, я ж не знаю), чтобы с полным правом обсуждать духовную планку посторонних.
А что, если неправы Вы? Если Вы слишком ужесточаете христианство? Женщинам это ой как свойственно - на первой же странице Библии подобный инцедент описан, ажно до грехопадения))
Это не констатация факта - это пища для размышления
А люди - они впринципе не под копирку. Даже дети священников разные бывают.
Кто-то в этом мире грудь у мамки с пеленок по средам и пятницам не берет, кто-то только умирает мучеником, успев побыть и убийцей, и развратником. А кто-то до Бога не доходит.
Потому что вера, это дар, который кто-то берет, кто-то отвергает. Есть мнение, что вера не выстраданная, а привитая с детства, становится такой же банальщиной, как зубная щетка по утрам, если ребенка заставлять, а не объяснять.
Потому что поповичи тоже дети, их тоже надо воспитать - от одного наличия папы с золотым крестом веровать не начинают. Священник - он такой же отец. Который может привить ребенку любовь к христианству, а может и отвратить.
И потом - дети священников давно лишены этого восторженного пафоса: "а вон та семья в трех сантиметрах от земли ходит, до того свята" - они лучше обычных прихожан знают изнанку церковной жизни. Возможно, более циничны, более жизненны. И это не всегда плохо.
Ну что Вы, не приведи Господь меня судить. Просто интересно узнать, какова причина такого поведения? В этой семье некоторые дети решили для себя одно, некоторые - другое. Их никогда не заставляли родители ходить в храм, а показывали своим примером. Я, конечно, не могу людей чесать под одну гребёнку, но я думаю, со мной согласятся все, что курение и разгульная жизнь для христианина недопустима. Иначе какое право мы имеем называть себя христианами? Конечно, я в первую очередь не имею на это право. Но неужели я настолько уж ужесточила христианство? По-моему, есть такие вещи, в которых христиане единодушны
Мне кажется что нельзя лесть в семьи священников с суждениями, к сожалению некоторые правила христианства некоторые прихожане надумывают, усложняя себе и другим жизнь. Простите Казачка - это не конкретно к Вам ,а наблюдение. У меня есть знакомые , которые к себе очень строги и всё бы это было хорошо, если бы не следили ну например за моей семьёй. И когда я слышу от таких людей ещё и суждения о семьях священников, то кажется что это просто ну очень святые люди. Зачем им на себя смотреть? Вокруг так много грешников. А в псалме Давида написано "ОТ юности моея многи борют мя страсти". К тому же священник это в какой то степени публичный человек и ему от излишнего внимания и так тяжело, а ещё когда и в семью заглядывают...
Я же не специально с ними знакомилась, чтобы всему миру рассказать, какие они плохие Я-то всё понимаю, и то, что у всех людей свои слабости и страсти. Но если не очень воцерковлённые люди, которые, как раз, любят осуждать и находить ошибки священников, увидят описание этой замечательной семьи в книгах и интернете со словами примерно такими: "семья N - образец для подражания христиан" и познакомятся вдруг случайно не с матушкой или батюшкой, а этим дивным молодым человеком (вообще, не могу ничего плохого про него сказать, у него, несмотря на все его странности, очень добрая душа, и мы с ним хорошие друзья), и увидят этот "образец"... И подумают совсем не то, что есть. А ведь, допустим, он один так себя ведёт, в остальном же его семья и вправду пример для христиан. Но мы же знаем, враг может сделать так, чтобы человек составил для себя неправильное понятие...
Ну, я удивление Казачки понимаю. Мы часто имеем ожидание праведности от священников, их жен, детей и т.д. Это следствие нашей "ленивой" духовной природы. Нам легче равняться в своей духовной жизни на человека, а не на Бога, хотя это и неправильно.
Тут важно понимать, что священники и члены их семей подвержены другого рода искушениям и испытаниям, чем простые прихожане. Мы ходим на работу, у нас неверующие сотрудники и начальники, для нас Церковь - глоток свежего духовного воздуха, мы там отдыхаем. А священник? Он в Церкви служит. И утомление у него может быть, и отсутствие настроения, и неприятности там какие-то дома, а он что? он все равно не имеет права кому-то отказать, закрыться в себе, проявить невнимание. Нам, прихожанам, кажется, что у него всегда все хорошо, что не терзают его уныние, раздражение, что ему так просто всех любить и быть праведным. А ему, если вы не согласны, что сложнее, то трудно точно так же, как и нам.
У протестантов есть специальное направление богословия и церковной практики, посвященные ДВР - специальный термин "дети верующих родителей".
ДВР сталкиваются с проблемой обыденности церковной и духовной жизни вообще. Они с детства ходят храм, прямо скажем, независимо от своего собственного желания, они сами никогда не стояли перед выбором: верить им в Бога или нет, ходить им в церковь или нет. А над детьми священников еще и висит гиря мнения окружающих - вот и получается, что дети привыкают поступать согласно принципу "положение обязывает", а не так ,они сами считают правильным. Человек взрослеет, ему может и надоесть поступать так просто по привычке - это его собственный выбор, как бы тяжело ни было его родителям.
Поэтому мы, которые пришли к Богу через испытания, которые преодолевали трудности, чтобы Его обрести, имеем более яркие духовные переживания, чем те, кто всего этого не проходил. Мне кажется точно так же как невоцерковленному человеку трудно переступить через себя и воцерковиться, точно так же трудно с детства воцерковленому человеку избавиться от обыденности православия.
Да, может быть, Вы и правы... Но в том-то и дело, что этих детей(как говорила мне сестра этого молодого человека) родители не заставляли ходить в храм, каждый сам для себя это решал - нужно ему это, или нет. Это дело совести каждого. С одной стороны, это правильно. Но вот у меня в семье - если бы моя милая мама не заставляла бы меня ходить в храм, я бы и не ходила, наверное. А так, я ей очень благодарна Хотя этот вариант тоже не со всеми прокатывает...
Недавно сходила в храм своей единственной православной подруги. Там она познакомила меня со своим духовником. Почтенный старец, не лишенный разных духовных даров (так говорят прихожане).. но вот 2 раза женат был.. первая жена сама ушла от него.. имеет 3 детей.. 2 из которых спились.. одна только младшая дочка радует..
Отец не лишал выбора своих детей - и каждый пошел своим путем - одни спились, а другие идут по стопам своего отца. Воспитание, учение, строгий присмотр - это хорошо.. но очень часто выходит один и тот же результат. Что лучше спившийся ребенок по своему выбору - или ребенок спившийся от давления родителей..? У каждого свой духовный путь и препядтсвия на этом пути.. каким-то детям надо сделать выбор между хамством и нормальным общением, другим между водкой и походом в церковь.. у каждого свои слабости и естественно на ети слабости находятся и соблазны. Меня например вовсе не смутили обстоятельва жизни этого священника.. наоборот восхитил его подвиг. Он бы не стал (я так думаю) прозорливым старцем если бы нарушил выбор своих детей (и жены), насильно впихнул их в церковь..или упал бы в депресию и самоуничежение (какой я плохой родитель и священник раз у меня такое вытворяет ребенок). Нет он продолжил служение церкви и я думаю все продолжает просто молится о своих близких.
Можно смотреть на семью священника и хулить его ошибки и его детей. А можно смотреть на то, как из етих падений выходит человек и многому научится.
Я думаю что больше падений и соблазнов получается не у обычного прихожанина, а как раз у священников... А мы смотрим не на то как они с этим справляются, а на само количество падений и осуждаем их( мол думаем, что святой тот, кому не приходится испывать соблазнов). Ведь человек который ни разу не оступился- он не познал мира, ничего не научится, а значит далек от Бога..
Да, это действительно подвиг... Но знаете, что мне думается? Может, дети верующих родителей, а священников особенно, хотят доказать кому-то, что они НОРМАЛЬНЫЕ (в понимании мирских людей)? То есть, как все - ходят по клубам, напиваются и гоняют без прав на машинах (это я говорю по опыту общения со многими чадами священнослужителей). Как Вы думаете?
Ну, что-то в этом есть. Для мира православие - это 1000 "нельзя", в детстве мы особенно уязвимы к насмешкам. Эти комплексы могут и остаться на всю жизнь.
Но я все равно не согласна, почему у нас ожидания от семей священников не такие, как от всех остальных?
Географическое положение: Украина, г. Се...
Пол: Женский
Re: Дети из семей священников
Прежде чем написать, прочитала все ответы. Много разных мнений, но девочки, задумайтесь о том, что на священника и его семью изливается священническая благодать. После каждой службы, исповеди он "берет" на себя грехи людей отмаливая их. Неужели вы думаете, что это проходит ему и его семье даром и нечисть не обращает на это никакого внимания? Как и на монахов на семью священника идет постоянное нападение темных сил (может только в меньшей степени). Хорошо если матушка окажется понимающей, а если нет?
Прежде чем написать, прочитала все ответы. Много разных мнений, но девочки, задумайтесь о том, что на священника и его семью изливается священническая благодать. После каждой службы, исповеди он "берет" на себя грехи людей отмаливая их. Неужели вы думаете, что это проходит ему и его семье даром и нечисть не обращает на это никакого внимания? Как и на монахов на семью священника идет постоянное нападение темных сил (может только в меньшей степени). Хорошо если матушка окажется понимающей, а если нет?
Спаси Господи! Теперь понимаю, вроде всё так понятно, можно было догадаться... Остаётся только молиться за своего друга непутёвого =))) И за его семью. Ведь у него действительно очень хорошие родители, наверное, действительно, такое им испытание... Спаси Господи ещё раз!
Географическое положение: Украина, г. Се...
Пол: Женский
Re: Дети из семей священников
Может я не совсем правильно выразилась (после каждой службы, исповеди он "берет" на себя грехи людей отмаливая их), но неужели ты думаешь, что я не права? Ведь в сущности я просто подобрала не правильное слово(прости другого подобрать не могу), а в остальном так оно и есть.
У нас есть батюшка с очень понимающей матушкой. Когда он приходит домой раздраженный, порой злой, то первое что она спрашивает - сколько людей ты сегодня исповедал. А другие батюшки говорят, что дома у них разговоры только о ремонте и т.п. И порой они просят не писать в записачках некоторых людей (значит знают, что у них нехватает сил вымаливать их)
В корне неверно - ничего священник на себя не берет. Грехи взял на себя только Христос.
Можно сказать, что священник за своё высокое призвание страдает. Он должен молиться за человека, которого он исповедует, а это очень тяжело...Представляете, сколько их, этих людей?! Так что я с мнением Оленька полностью согласна!
Географическое положение: Украина-Белар...
Пол: Женский
Re: Дети из семей священников
Работая в школе, приходилось учить и поповичей. Я не сказала бы, чтобы они сильно отличались от других детей в положительную или отрицательную сторону. Эти дети не привыкли реагировать только на крик, как сейчас часто бывает, увы, во многих семьях. Они понимают такие понятия, как совесть, чужая боль, умеют прощать, помочь другим. Но бывают и ленивы, иногда и ругаются нехорошими словами, иногда дерутся... Я вижу эту проблему с другой стороны: родителям (священникам, матушкам) бывает явно недостаточно времени для занятий с детьми. У нас школа полного дня, детей этих забирают чуть ли не последними. И нужно приложить максимум усилий или показать свою правильную, но ставшую обыденной жизнь в таком свете, чтобы детки потянулись за ней. А теперь представьте батюшку после трудового дня. "Только бы никто не приставал!" Наслужившись и наобщавшись в храме, на своих близких часто не хватает сил.
О, нет. У того священника, про сына которого я рассказываю, всегда было время на своих детей, даже когда он смертельно уставал. Я не просто так говорю, мне рассказывали члены этой семьи. А выросли все дети разные. Вот так. Я, наверное, больше в этом случае согласна с мнением, что из-за праведности родителей на детей существуют нападки врага. Моей маме ещё духовный отец говорил, что если родители высокой жизни, дети могут этого не выдержать. В том смысле, что если родители берут на себя какой-то подвиг, на детей нападки врага усиливаются.
Вот чисто на собственном опыте могу поделиться такими наблюдениями.
То, что для нас - подавляющего большинства - тайна и святыня, для детей из семей священников - обыденность и привычка. А что: с детства в алтаре (у папы на работе), священные предметы дома в немалом количестве, да многт всегт - и вырабатывается такое специальное понятие, как профессиональный цинизм. Как его избежать? Трудно, надо с детьми много работать. А если некому, то они или идут по стопам родителей - механически, или просто относятся индифферентно. До революции в семинарии брали в основном детей духовенства - и стоит ли удивляться, что среди революционеров семинаристов было очень немало?
Но это негатив. А из позитива: и раньше были, и сейчас есть династии священников, когда многие поколения вырастали очень достойно. Если детей много, то, скорее всего, большинство будет в порядке (таких примеров много). Если 1-2, да еще избалованные и с избытком материальных благ, то может быть неудачно. У нас в семинарии такие больше полутора лет не выдерживали...