Украинский кризис и внутреннее состояние УПЦ
УПЦ развивалась как конфедерация епархий, связанных между собой фигурой митрополита Владимира и отсутствием необходимости проводить общую политику. В церкви могли уживаться такие разные люди, как украинофил митрополит Софроний Черкасский, назвавший Путина «бандитом», и почти украинофоб митрополит Агафангел, который называл Галичину «второй Чечней» и сомневался в существовании самого украинского этноса как самостоятельного целого.
Во время нынешнего кризиса практически все епископы УПЦ заняли украинофильскую позицию, русофилы с их антиукраинским мировоззрением затаились. Митрополит Агафангел, годами лелеявший идеи Новороссии, запретил у себя в епархии проповедь сепаратизма, а потом вообще высказался в письме к новоизбранному Президенту в поддержку единой соборной Украины.
УПЦ в заявлениях бывшего Предстоятеля митрополита Владимира, управляющего делами митрополита Антония, местоблюстителя митрополита Онуфрия, Священного Синода систематически поддерживала территориальную целостность и суверенитет Украины, протестовала против насилия в отношении митингующих, выступала за диалог как путь решения общественных проблем, свидетельствовала о возможности мирного развития Украины при всем ее многообразии.
Ныне остро стоит вопрос, какие шаги предстоит сделать УПЦ, ведь существование в единстве с Московской патриархией и существование в Украине - вещи уже сегодня трудно совместимые и вряд ли совместимые завтра. РПЦ становится все более радикально националистической и империалистической, подчиняется государству и его спецслужбам. УПЦ пыталась выжить за счет политики «коренизации» в Украине, а также предоставив право местным архиереями иметь собственную позицию в национальном вопросе. Столкновение этого вектора развития с идеологией "Русского мира" привело к поражению последней в Украине, но и сама украинизация УПЦ также остановилась. Бесконечно держать паузу не удастся. Нужно выбирать: УПЦ - или своя в Украине, или представительство РФ и идейный отряд русмира. При этом следует учитывать тяжелую ситуацию на востоке страны. Предоставить сепаратистам лишний козырь через церковные дела - достаточно легко. Пример Югославии показывает, что люди могут воевать за религию, в которую не верят, не менее жестоко, чем фанатики: нужно лишь отсутствие высокой общей культуры. Основой для единства православного востока с основным телом страны и Церкви может быть только торжество общехристианской идентичности и украинского патриотизма.
Архиерейский собор УПЦ, избирая своего Предстоятеля, должен избрать и утвердить стратегический вектор развития УПЦ. При этом общество не поймет и не примет, если результатом Собора не будет провозглашено движение к будущему союзу с УПЦ КП и создание Единой поместной православной церкви.
|