Хочу Вам рассказать о святынях Верхотурья, а также поместить фото тех дней, 14 лет назад. Это была первая моя паломническая поездка, под ее влиянием я и записала все происходящее со мной.
Помещаю этот рассказ и фото, не судите слишком строго. Верхотурье
Все произошло случайно, хотя случайностей у Господа не бывает. Впрочем все по порядку. Сорок четыре года назад, когда женился мой отец, его мама (моя бабушка Олимпиада) благословила иконой Святаго Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, хотя в нашей семье о житии этого Святого никто не знал. Икона так и стояла в книжном шкафу, время от времени с нее вытирали пыль. Прости нас, Господи, грешных. Год тому назад мой муж изготовил маме полочки под Святой угол и икону среди других поставили туда. Затем через некоторое время, купив книгу «Жития Святых», прочитали о его святой жизни и какие исцеления происходили от его Святых Мощей. Прошло какое - то время, звонит мне подруга из Екатеринбурга и говорит, что собирается паломническая группа к святому праведному Симеону Верхотурскому. Мы с мужем, получив благословение, решили ехать. Отсюда и пойдет мой рассказ.
На поезд мы чуть не опоздали, но Слава Богу, все обошлось, и мы приехали в Екатеринбург, где собралась наша группа в 26 человек во главе с гидом Ириной Леонидовной, которая ехала к Святому в шестой раз, не переставая удивляться и заново открывать Верхотурье. Четыре с половиной часа дороги мы по очереди читали акафист Святому и посетив в селе Николо-Спасское чудотворную икону Святителя Николая, приехали в 10 вечера в Верхотурье. Поселили нас в женском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. В 5 час 30 мин утра многие из нас были на правиле у матушки игуменьи Софии в домовой церкви. После правила мы выехали в Меркушино. Дорогой видели в селах разрушенные храмы, которые хотя и находятся в плачевном состоянии, поражают своим величием и красотой. Но вот и поворот на Меркушино. На берегу реки Тура - восстановленный белый храм, где по перенесении святых Мощей открылся Святой Источник. Рядом стоят остатки разрушенных храмов от бывшей галереи их. Храм еще не освящен, не расписан, только установлен иконостас.
Ирина Леонидовна( наш гид) рассказывает, что такого иконостаса нигде нет, так как иконы стали чудным образом в киоты: вверху в центре - Господь Иисус Христос - иерусалимская голгофа, внизу - Святой Мученик Царь Николай II- российская голгофа. С правой стороны Царя-Пресвятая Богородица, с левой преподобный Серафим Саровский, прославляя русского Царя, а Симеон Верхотурский в правом углу, поклоняясь Господу, как и при жизни.
В этом же ряду - Святая Праведная Елисавета Феодоровна, Великая Княгиня в миру и настоятельница Марфо - Маринской обители милосердия. «... Она ведь принцесса Гессенская, внучка королевы Виктории, ее в честь прабабушки назвали Елизаветой. Основоположница их рода -Елизавета Тюринская. Католическая святая с даром чудотворений, всю жизнь в богатстве и бедности людям помогала. А мама ее, Алиса, необыкновенная была, и в матушке с детства все это проявилось, Когда ей было одиннадцать лет, заигравшись, упал с балкона ее трехлетний брат, и разбился насмерть. Она первая его окровавленного взяла на руки, внесла в дом. В этот день она дала обет Богу - не выходить замуж:, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В четырнадцать лет она похоронила мать. Великий Князь Сергей Александрович, вступая на пост генерал-губернатора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение принцессе Елизавете. Она сказала ему о своем обете, а он « Вот и хорошо. Я и сам уже решил не жениться». Так состоялся этот брак, из политических соображений нужный России, в котором супруги обещали Богу хранить жизнь девственную.
В Москве Великая княгиня открыла множество благотворительных учреждений. В русско-японскую войну она возглавила Красный Крест, работу швейных мастерских для нужд армии. В это время к ней стали приходить анонимные письма: «Не ездите вместе со своим мужем, мы все равно его убьем!». Она стала сопровождать его постоянно. Когда это случилось - бросили бомбу в Сергея Александровича, она своими руками подбирала разорванные части тела, нашла палец с кольцом. На третий день пришла в тюрьму к убийце, принесла ему прощение от убитого им, просила его покаяться. Так она оставила мирскую жизнь. По старцам стала ездить. Благословили создать обитель. Один лик -посмотрел только, и видишь с неба спустился человек. Ангел земной, человек небесный! Сколько ласки, кротости в каждом слове! ЕЕ и с ней семь человек - сбросили в шахту». До самой смерти она пела молитвы.
В храме тишина, кроме нашей группы никого нет. Спустившись по ступенькам к Святому Источнику, мы стали петь акафист Святому праведному Симеону Верхотурскому, плохо у нас получалось, но зато от души. Забыли свои невзгоды, болезни - пели на одном дыхании. Святой услышал наши молитвы и вода прибыла. При этом один из паломников увидав как вода прибыла, испугался, уронил лампадку, разлив из нее масло. Маслице мы собрали и привезли домой. Кажется, что Святой сам дал маслица, т.к. нам не пришлось взять его от мощей.
Набрав водички и поклонившись Ему, мы поднялись в храм, помолились каждый про себя и тут открываются двери, входит отец Николай из Екатеринбурга (приехав за 350 км) и с ним игуменья Тихвинского монастыря с келейницей. Отец Николай стал служить молебен Святому, а мы хором пели ему. Так прошло полтора часа - но каких! Мы были как -будто в другом мире - чистоты, святости, любви. Любви Господа и Угодника Его к нам грешным. Отец Николай окропил нас водой из источника, благословил. Пора было ехать. Уезжать не хотелось. На обратном пути из Меркушино заехали на место, откуда Святой Праведный Симеон любил ловить рыбу, стоя на камне. Камень этот сохранился до наших дней. Рядом с ним в августе этого года был отлит и установлен Крест, который виден издалека. Поклонились ему и поехали в Свято - Николаевский мужской монастырь, где покоятся мощи Святого Праведного Симеона.
Отстояв службу, исповедавшись и приложившись к мощам, мы вернулись в женский монастырь на трапезу и ночлег. В воскресенье утром пришли в храм Покрова Пресвятой Богородицы, где находится чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Верхотурское. Нет таких слов описать красоту этой иконы, на ней висят золотые и серебряные кресты - знак благодарности прихожан. Когда смотришь на нее, то кажется, что еще чуть-чуть и Матерь Божия откроет глаза полные слез и скажет « Что же вы делаете грешные? Почему не любите и распинаете Сына Моего и Бога нашего? Я устала молиться за вас». Прости и спаси нас грешных, Заступница рода христианского. Эта икона написана игуменьей монастыря Ангелиной( святые останки, которой находятся в домовой церкви),перед самой революцией, монахини вышивали, прихожане жертвовали материал и все, что нужно для вышивки. Игуменья Ангелина молилась Преподобному и Богоносному Серафиму Саровскому Чудотворцу, которого очень почитала и просила Его помощи в написании этой иконы.
Вправо от нее покоятся мощи Косьмы Христа ради юродивого, который будучи очень больным, ползком участвовал в перенесении мощей Святого Праведного Симеона (а мощи несли на руках из Меркушино до Верхотурья 60 км ). И когда он уже изнемогал, просил «Брате Симеоне, остановись, дай мне чуть-чуть отдохнуть». Мощи никто не мог сдвинуть с места. Крестный ход останавливался. На месте остановок в последствии были выстроены часовни. В настоящее время они находятся в разрушенном состоянии (на одной из крыш растет сосна - молчаливый свидетель наших беззаконий).
В этот день было очень пасмурно, моросил дождь, но когда при открытых Царских Врат, в алтаре, молился подняв руки священник,
вдруг справа из окна осветилось все солнечным лучом и через мгновение опять стало пасмурно. Все стояли со слезами на глазах. Стоит немного рассказать и о Верхотурском женском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь основан в 1621 году первым Тобольским епископом Киприаном и долгое время был единственным во всей Сибири женским монастырем. В 1782 году монастырь был упразднен, но община инокинь сохранялась. В 1897 году решением Св. Синода монастырь был возрожден.
С1924 года, по закрытии монастыря в храме Покрова Пресвятой Богородицы была баня, а в самом монастыре колония для малолетних. До сих пор остались следы колючей проволоки. Подвизается там около 25 сестер во главе с игуменьей Софией и одна схимница. Матушка София уже 20 лет пострижена в монахини. Трудно, очень трудно и сегодня. Сестры скорее выживают с помощью Божией , чем живут, но они с улыбкой встречают, с улыбкой провожают. Везде коврики, половички, уютно, чисто по женски. В храме служит сестра Раиса, такая добрая, встречала нас сестра Надежда, а обратно поехали с сестрой Агнией. Одна из паломниц осталась там служить Господу. Матушка София вышла нас проводить, благословляя, хотя и была больна. Дай Господи им терпения, помощи в скорбях и искушениях, добровольно взявших на себя подвиг служения Тебе Творцу Всяческих! Пора возвращаться, а так не хочется в мир.
Написано это было четырнадцать лет назад, но сейчас, перечитывая, как-будто там побывала.
Милость Божия v мощей св. Симеона Верхотурскаго Чудотворца.
Каждый годъ, сь открытиемъ весны, у насъ въ А. такъ же, какъ и въ другихъ православныхъ семействахъ, вскоре после св. Пасхи, всегда собираются группы богомольцевъ и расходятся по разнымъ сторонамъ: Въ древний Киевь, Москву златоглавую, къ Cepгию Преподобному н т. далее, отправляются даже за пределы отечества и тамъ находятъ места достопокланяемыя. Одно и тоже повторяется изъ года въ годъ, видимо вошло въ обычай, твердо укоренилось.
Въ моемъ распоряжении есть фактъ, который мне передалъ одинъ изъ богомольцевъ, который я и хочу передать въ назидание верующимъ. Я передаю разсказъ богомольца такъ, какъ онъ мною самимъ воспринят..
„Семнадцать летъ прошло съ техъ поръ, какъ я получилъ милость отъ Бога, какъ я освободился отъ ужасной болезни, нещадно мучившей меня пять летъ,--легко сказать! О, вы не поверите, как я перенесъ страдания, какие муки: день и ночь терзала меня глазная болезнь. Глаза мои постоянно зудели, гноились, мокли. Я ихъ лечить, а они больше того болять. Беда. Все пролечилъ, что было, и ослепъ! Согрешилъ я предъ Богомъ,--часто, часто ропталъ на свою участь,-- каюсь! Хозяйство разстроилось, все пропало, надъ чемъ я такъ долго, упорно, но суетно трудился, не соблюдая праздниквъ; друзей разогналъ черный мой день,--я остался одинъ. Молодъ я былъ, силенъ, здоровъ, да что въ томъ? Проходили годы за годами, а я не поправлялся, лучше не было, только хуже да хуже.
Нетъ, я думаю, на беломъ свете другой такой беды, какъ полная слепота. Въ другой беде-- нужде есть какая-нибудь отвага, хоть временная, а здесь никакой! 0, Господи! Чего только я не вынесъ, чего не передумалъ во тме той? Страшно и вспоминать! Я измучился въ пять летъ, отчаялся. Часто искалъ я помощи у людей, но все напрасно: она пришла мне отъ Бога, милостию богатою. Только Онъ одинъ могъ известь и извелъ меня изъ темницы. Открылась благодатная весна, для меня незабвенная, 1882 года. Засобирались наши старики и старушки ко святымъ местамъ. Явилась и у меня сильная охота идти и въ молитве къ Богу, предъ святыми мощами, излить свое горе-горькое. Помолюсь, думаю, не дастъ-ли и мне Бог здоровья, не откроются-ли мои очи? Гвоздемъ засела у меня въ голове эта благая мысль,--я могъ успокоиться только тогда, когда все исполнилось. Составилась компания. Меня приняли въ нее съ охотою, хотя я всемъ былъ въ тягость: меня нужно было вести.
Въ Николинъ день мы все помолились въ своей церкви и на другой же день, 10 числа, отправились изъ дому.
Три недели тяжелаго (особенно въ начале пути) труда и мы были у цели своего стремления--въ Верхотурье. Хорошо тамъ быть: какой миръ, какой во всемъ порядокъ, какъ благосердны отцы и братия. Высокое, святое настроение души непрестанно поддерживается всюду окружающимъ благочестиемъ иноковъ. Много молились мы вместе съ ними. Несколько разъ покланялись св. мощамъ, съ верою и любовию лобызали ихъ. Целуютъ св. мощи въ открытое на челе место. Вотъ это-то самое место я, убогий, и сталъ мало-по-малу различать сперва какъ бы черезъ тонкое покрывало, а потомъ все лучше и лучше видеть. О, радость моя, о, счастие! Опять предо мною открывается Божий мир, въ которомъ и я, бывало, наслаждался его красотою вместе въ другими. Не могу, не сумею сказать вамъ того, что чувствовалъ я, что пережилъ, какъ сильно билось мое бедное сердце. Это нужно испытать.
Назадъ я шелъ, следомъ за товарищами, безъ посторонней помощи.
Дома постепенно поправился, и съ того времени глазами, благодаря Бога, не страдаю, --здоровъ совершенно. Конечно, не прежнее зрение, но ведь мне 56 лет!
Хорошо и то, что я самъ кормлюсь и кормлю еще детей, другихъ не отягощаю теперь, имею знакомыхъ: родныхъ и друзей. Ценю здоровье и благодарю Бога, молитвами святаго преподобнаго Симеона, опять показавшаго мне свет!"
-- „Говорилъ ли ты, братии, когда съ кемъ, спросилъ я, о томъ, что было съ тобою, действительно несчастнымъ, сказалъ-ли, наиримеръ, священнику, какъ десница Господня сотворила силу въ твоей немощи?"--„Нетъ, не случалось".
Въ заключение я заявляю, что прихожанинъ мой, ныне здравствующий, былъ слепотою связанъ въ течете пяти летъ. Въ 1882 году пешкомъ ходилъ въ г. Верхотурский монастырь къ Симеону Праведному, тамъ молился объ исцелении и возвратился прозревшимъ.
Эту милость Божию получилъ казакъ поселка Архангельскаго, Петропавловскаго уезда, Елисей Павловъ Артемьевъ.
Свящ. А. П--ский.
ТЕВ №15,16 1899г
Однажды приехал в Верхотурье, зашёл в храм. Стоит насельник в подряснике. Я подошёл, поговорили о жизни монастырской. Потом я его спросил, - а, что, к мощам святого Семеона Верхотурского приложиться можно? Можно сказал он. Я последовал за ним, он неожиданно для меня открыл предо мной раку праведного и я приложился к его мощам. http://eley-11.jino.ru/