В теме о новой рубрике мне предложили выложить богословские темы. Эта тема, будем считать, - дебют.
Итак. Что такое царственное священство мирян?
В I Послании Ап. Петра есть такие слова:
Цитата:
... и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы. (I Петр. 2, 5)
и далее:
Цитата:
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, в ныне помилованы. (I Петр. 2, 9-10)
Вот и возникает вопрос. Мы привыкли называть священниками только рукоположенных людей (архиереи, священники, дьяконы), но из слов Апостола видно, что все мы также являемся священниками (царственное священство) Бога и должны приносить духовные жертвы.
По этому поводу очень много писали прот. Александр Шмеман (ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ) и прот. Николай Афанасьев (ЦЕРКОВЬ ДУХА СВЯТОГО). Они прямо говорят о том, что "школьное богословие" не затрагивает понятие "царственного священства", что, начиная с IV века, Церковь "исказила" понимание этих величайших слов. Почти то же самое говорит и митр. Сурожский Антоний (Царственное священство мирян).
Как же разобраться в этом? Дело в том, что лично мне очень неприятны такие высказывания людей (тем более служителей) о Церкви.
Да, тема сложная и длинная. Осилила пока только А. Сурожского прочитать. Согласна с тем, что
Цитата:
человек был создан для того, чтобы всю тваpь пpивести к Богу, что он создан как участник двух миpов: вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса. И в этом смысле всякий веpующий в Цеpкви является священником, то есть человеком, котоpый освящает тваpь, котоpый делает ее святой, что значит – Богу посвященной и пpонизанной Божественной благодатью.
И миpянин – это не только человек, котоpый живет "в миpу", это человек, котоpый Хpистом послан в миp для того, чтобы все, к чему он пpикоснется, сделать святыней: он священник в этом отношении. То, как мы относимся к пpедметам, котоpые вокpуг нас, то, как мы относимся к людям, то, как мы относимся ко всей пpиpоде...
И я думаю, что миpянин вступает на этот путь в момент, когда его готовят к пpинятию кpещения, потому что чеpез кpещение человек соединяется со Хpистом и в этом таинстве погpужения в воды смеpти и жизни, выходя из них новым существом, делается уже как бы носителем Хpиста. Когда совеpшается миpопомазание, Святой Дух сходит на человека, и он уже – в малой меpе, конечно, не в той меpе, в какой Хpистос действовал – является пpисутствием Божественной благодати, ему поpучено это тайносовеpшение. Это своего pода pукоположение; человек делается частью тела Хpистова.
Но не совсем мне понятна позиция А. Сурожского по отношению к молодому Священству. Он говорит, что
Цитата:
так часто молодые священники считают, будто они могут всякого наставить и пpивести ко спасению. Я думаю, что это очень стpашное искушение для священника. Роль священника, духовника или пpосто близкого дpуга – не ступать "обутыми ногами" на священную землю. Не всякий священник имеет даp духовничества. Священнику дано исполнять таинства, он может именем Хpистовым pазpешить гpехи человека, котоpый каялся, пpичем не пpосто pазpешить все гpехи, котоpые были названы.
По моему мнению, он не прав по повуду молодого священства и каждый священник, будь то молодой или старый, имеет дар духовничества .Святой пр. Иоан Кронштадский говорит о священстве:
Цитата:
Неужели Бог рукопологает всех, даже недостойных? Всех Бог не рукополагает, но через всех Сам Он действует, - хотя бы ни были и недостойными, - для спасения народа.
Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника - только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия...
Антоний Сурожский пишет:
Цитата:
Молодого священника надо воспитывать так: Да, ты получил обpазование в богословской школе, будь то семинаpия, будь то академия, но все pавно это умственное обpазование тебя святым не могло сделать; не вообpажай, что можешь людей вести от земли на небо... Знаете, когда люди беpут пpоводника в гоpы, они выбиpают человека, котоpый там бывал, знает доpогу, уже пpоходил ею. А молодой священник, котоpый говоpит: "Я получил полное богословское обpазование, я могу взять человека за pуку и пpивести в Цаpство Божие", – непpав, потому что он там никогда не бывал.
Хочется спросить, а старый священник точно знает как пройти в Царствие Божие, или он все-таки полагается также на свой духовный жизненный опыт. Мне кажется что паства идет в Царствие Божие вместе со священником (молодым или старым). Мы просто как слепые котята в этом деле, а священник указывает нам путь и сам также идет по этому пути, спасаясь вместе с нами.
Действительно некоторые священники (особенно в монастырях) возомнили себя старцами и начинают предсказывать будущее человечества, советовать людям как поступать в той или иной жизненной ситуации.
Я считаю, что молодой священник иногда посоветует более жизненное решение проблемы, чем "старичок". В любом случае Господь Дух Святой ему откpыл глаза на ту или иную нужду человека.
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Царственное священство мирян
А на тему молодого или старого...
Меня к Богу привел молодой (лет 27-28 священник).
Встретила его на это Рождество - без осуждения вынуждена констатировать - обабился, стал слушать сплетни и передавать их...
Меня бы он сейчас не только не привел бы к Богу, а оттолкнул бы от церкви.
Мне-то все равно - я ему по гроб жизни своим православием обязана. Свою роль "духовного акушера" для меня он сыграл, А ДРУГИЕ???
Часто, к сожалению, священники перегорают, ломаются, устают. Я могу только надяться, что со временем он отойдет, станет прежним...
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Царственное священство мирян
Кусочками прочла Сурожского - согласна, но...
Митрополит забыл, как быть мирянином.
Нам намного тяжелее просто удержаться в рамках минимального правослвия. Дети, работа, хозяйство, деньги, нервомотка...
Свяществу в тысячу раз сложнее, но и лечге немножко.
Его тесные врата держат гораздо крепче нас. Мы позволяем себе расслабиться там, где священник никогда.
Святые подвижники из мирян бывают, но приходят к такому через почти неподъемый крест.
Ну, я и Шмемана и Афанасьева поняла несколько по-иному http://pstgu.ru/download/1156417219.Vodou%20i%20duhom.pdf
Шмеман:"Что касается самой Церкви, то она твердо знала и утверждала необходимость профессионального священства в Церкви и "Царственное связенство" самой Церкви как два существенных и взаимодополняющих друг друга измерения ее жизни""Человек есть царь и священник по природе и по призванию", атрибуты царя- власть и господство, дело священника - посредничество между Богом и творением. <...>
В Своем воплощении, в приношении Себя Богу ради спасения мира Христос явил истину - священническую природу человека - и, даруя нам Свою жизнь, в крещении и миропомазании Он, восстанавливает в нас наше священническое достоинство: власть предоставлять наши "тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим. 12:1) и превращать всю нашу жизнь в "разумное служение" (Рим. 12:1).
Церковная"священническая природа проявляется в отношении к самой себе, ибо ее жизнь состоит в приношении себя Богу, и в ее отношении к миру, в ее миссии приношения мира Богу и, таким образом, освящения его. "Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся". Это приношение стоит в центре Евхаристии - таинства, в котором Церковь всегда становится тем, что она есть, именно потому, что Евхаристия выражает и исполняет всю жизнь Церкви, саму сущность человеческого призвания и назначения в мире."
Афанасьев: Поэтому все верующие, а не часть, как это было в рукотворенном храме, составляют священство в духовном доме, т. к. входить в святилище могут только священники.
Далее: Принадлежа стаду Божьему, каждый член Церкви принадлежит клиру пресвитеров, которые его пасут, а через них принадлежит клиру Божьему. По этому каждый лаик в широком смысле является клириком. Он - клирик и потому, что уделом всего народа Божьего, в которо м он состоит, является Господь. Апостольская церковь не знала деления на клириков лаиков в нашем смысле, как и не содержала самих терминов лаик и клирик. Это есть основной факт церковной жизни первоначальной эпохи, но из этого факта неправильно было бы сделать заключение, что служение в Церкви исчерпывалось общим для всех священническим служением.
Далее - о митр. Антонии: Он говорит о существенном расслоении - "между миpянами, котоpые не чувствуют ответственности за Цеpковь и котоpым как будто даже говоpят: "Ты только делай то, что тебе сказано, и все будет хоpошо", и духовенством, котоpое в pезультате – я скажу пpямо – возомнило, что оно имеет пpаво "pуководить стадом Хpистовым". А миpяне – это не стадо, это живое тело Хpиста, и духовенство – это не вожди и не начальники, а слуги."
Тоже не вижу проблем. Миряне действительно превозносят священников, желая слить ответственность на духовников и добровольно не уподобляться "царственному священству". И с "младостарчеством" у нас в Церкви проблемы - давно уже в тамтамы бьют "миряне, не воспитывайте из отцов младостарцев, думайте; священники, не прыгайте выше головы" да все бестолку, в 21 веке в пещеры уходят, а епископ Диомид строчит свои книги.
ИМХО, авторы скорее говорят о том, что люди перестали придавать значение этим словам, не Церковь "исказила", а люди (как земная Церковь) начали "терять" Если у св. Отцов есть упоминание об этом, то ближе к нашему времени оно встречалось реже и реже. Лаики как бы начали забывать о своем особенном положении (почему-то фразу про "соль земли" среднестатистический мирянин помнит намного чаще, чем "царственное священство".) Священство - это не только возможность совершать Евхаристию, это - по словам Афанасьева - возможность входить в святилище, и, по словам Шмемана - власть предоставлять наши "тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим. 12:1) и превращать всю нашу жизнь в "разумное служение" (Рим. 12:1) Писание утверждает всеобщее Священство народа Божия в целом.
"Царственное священство" вовсе не означает сослужение, например, в Причастии - Церковь разделяет и разделяла служение предстоятеля от общего служения всех чад. "Каждый должен разуметь нас (апостолов), как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих" (1 Кор.4:1). Также всем очевидно, что истинным Жертвоприносителем Евхаристии является Сам Христос. Это - как бы положение в мире чад Христовых, их соотношение с миром, их природа. Христос всех христиан “соделал царством и священниками, и они будут царствовать на земле” (Откр 5: 10).
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Царственное священство мирян
А я пошла по ссылочкам, пошла, три дня назад...
Не помню уж кого читала.
Призадумалась.
Шмемана другими глазами увидела.
Согласилась...
Задумалась...
Разозлилась.
Не вытянет современная православная церковь (вместе со мной) такого возвращения к истинным основам. Это уже не просто прийти-постоять-Причаститься.
Это уже ЖИТЬ с Богом надо постоянно...
Правильно, но трудновыполимо.
Мирянам некогда будет, в большинстве своем, священству тогда придется даже не на новую ступень, а на новый этаж служения перебираться - и качественно тоже.