Мытарства мы пропустим - есть мнение, что как таковых мытарств вообще нет. Ваш вариант, Алексей, понятен
Вопрос навстречу: что такое грех?
Это не мой вариант, а я озвучил учение Православной Церкви.
Кстати, как такового учения о мытарствах нет. Оно упоминается только несколько раз, и некоторые богословы склонны считать, что как таковых мытарств нет.
Открываем Тихона Задонского: грех, который "с хотением, умыслом, знанием и предрассуждением делается, сей грех называется смертный, ибо будучи содеян рождает смерть. С таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке купно быть не может, но изгоняется из него, пока тако грешить не перестанет". Нет упоминания о мытарствах. Разговор о том, что грех такого уровня вытесняет благодать Господа. От него отличается грех, "живущий в человеке, но не обладающий человеком", который "не иное есть, как немощь природная, коей силы вера и духа противятся благочестивые" ["Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского]
Это совершенно иной уровень греха, а не тот, при котором радостно пролетаешь через мытарства
Понятие греха как "нарушения заповедей" расхожее, но очень не точное: ложь во спасение - грех? Ударить человека, защищая ближнего - грех? А поступок св Николая, давшего пощечину Арию?
А если я напьюсь втихушку, никому не причинив вреда, да и просплю сутки так, никого не тронув и ничего не разбив - это грех? Ни одна заповедь не нарушена.
Согласно учению святых отцов, необходимо рассматривать грех не только как вину перед Богом, но и как болезнь человеческой природы.
Святитель Тихон Задонский:
"Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, как и то, что законом Божиим повеленное оставляется"
Митр. Антоний Сурожский: "Грех - это нарушение законов жизни <...> апостол мог сказать: Кто нарушил одну заповедь - нарушил весь закон. Не в том смысле, что мы будем отвечать за нарушение кажой заповеди, а потому, что не все ли равно, где мы перешли рубеж, где мы перешли от одного берега на другой <...> Вот почему святые не считали, что есть грехи мелкие и грехи значительные; почему о том, что кажется нам ничтожным нарушением закона любви, они плакали, будто совершили убийство: они знали, что, нарушив закон жизни, они перешли на другой берег"; "грех - это вражда против Бога, это извержение Бога из нашей жизни; не только совершаемый грех, но и греховное состояние, при котором мы не хотим вторжения Божия в нашу жизнь, не хотим, чтобы Он ворвался в нашу жизнь и изменил её. Грех в этом смысле - да, вражда; без слов, даже почти без действий. Он только в том, что мы отворачиваемся от Бога"
Ну, и, конечно, самое ёмкое, на мой взгляд, определение святого Иоанна Златоуста: грех есть "болезнь души", её "проказа", "тяжкое расслабление", и т.д.
У Вас так часто мелькают слова "грех" и "покаяние", что мне стало любопытно, что же Вы в эти понятия вкладываете
А Вы вот так можете удерживаться, если вокруг искушения?
Конечно, не всегда, и на форумах часто срываюсь на хулы засланных казачков.
Как правильно сказад Алексей Московский, все бесы к православным лезут, неправославные-то и так в ад идут...
Конечно, не всегда, и на форумах часто срываюсь на хулы засланных казачков.
Как правильно сказад Алексей Московский, все бесы к православным лезут, неправославные-то и так в ад идут...
Конечно, не всегда, и на форумах часто срываюсь на хулы засланных казачков.
Как правильно сказад Алексей Московский, все бесы к православным лезут, неправославные-то и так в ад идут...
А разбойник на кресте был православный?
Благоразумный - да, так как он исповедал Христа Богом.