Поэтому Вы можете найти с кем пообщаться помимо меня.
Я в общем-то общаюсь не с Вами, я просто банально отвечаю на сообщение. Не всегда даже смотрю, кто его написал.
Просто в данном случае нас так мало, что трудно точно не знать, чье сообщение
Мда... по сути-то ни кто и не ответил.
И желчь сплошная, "дураки, все кто не такие как мы".
А мне вот интересно: собирается группа людей и говорит "Мы верим в существование Бога", а потом ведет себя так, как если бы это был доказанный факт.
Разве это правильно?
Да еще агрессивно пытаются расширить круг верящих именно так, как они?
Фактически им даже не важно, что дети, например, совсем ничего не понимают в религиях: быстрее, быстрее загнать их именно в свое стадо!
Никогда не поверю, что вот эта девочка на переднем плане участвует в этом действе с большим интересом!
Весь ее вид говорит, что "Скорее бы уж это все закончилось!"
Прикольно. Ну что ж он письменно договора - то не составлял? Насчет благодати и т.д.?
Типа "Я в Церковь - деньги, а мне с неба - блага земные и небесные"?
400 долларов в год... Ню-ню
Никогда не поверю, что вот эта девочка на переднем плане участвует в этом действе с большим интересом! - Девочка стоит где поставили. Типа дежурных или патруля.
Насчет верующих - мы не предполагаем, мы веруем. И какой смысл доказывать, если каждый может убедиться в этом сам?
Значит, выгонять людей из храмов, разрушать и закрывать их, объявлять, что Бога нет - это не агрессия, это нормально? Промывать мозги детям, издеваться над верующими - это тоже ничего. А рассказывать о вере и приглашать в храмы - это агрессия?
Девочка стоит где поставили. Типа дежурных или патруля.
Насчет верующих - мы не предполагаем, мы веруем. И какой смысл доказывать, если каждый может убедиться в этом сам?
Значит, выгонять людей из храмов, разрушать и закрывать их, объявлять, что Бога нет - это не агрессия, это нормально? Промывать мозги детям, издеваться над верующими - это тоже ничего. А рассказывать о вере и приглашать в храмы - это агрессия?
А разве у девочки не должны были спросить, а хочет ли она быть в этом "патруле"?
Какой такой "патруль" из детей нужен Патриарху и иже с ним, если его нахаляву ФСО охраняет?
Я и не пишу, что Вы "предполагаете": фразу мою перечитайте!
Я так и пишу: некая группа людей ВЕРУЕТ во что-то, а ведет себя при этом так, как будто это что-то ЕСТЬ и это доказано: ОЧЕВИДНО, УШЕСЛЫШНО, ОСЯЗАЕМО...
В чем я могу убедиться? В наличие сверхсущества, в которое кто-то сам ВСЕГО ЛИШЬ ВЕРУЕТ?
Тогда уж поясните и КАК это сделать, пожалуйста!
По-моему, "выгонять людей из храмов, разрушать и закрывать их, объявлять, что Бога нет" - это куда человеколюбивее, чем жечь людей на кострах, садить на кол и т.д.
И, главное, в угоду ЧЕМУ? Своей ВЕРЕ, всего лишь ВЕРЕ во что-то?!
Извините, но у меня в голове подобное не укладывается!
Риона, научитесь , наконец фотографии выкладывать так, чтобы другие не страдали.
Вы же позиционируете себя как технически продвинутую. С таким же технически продвинутыми мужем и, самое прискорбное, сыном, которые СУТКАМИ сидят за компьютером.
Девочки страдающей на фото не нашла.
Всё Ваши пустые придумки.
Знаю по своему сыну, который с двух лет в церкви, и по другим детям.
они как ангелы.
Риона, научитесь , наконец фотографии выкладывать так, чтобы другие не страдали.
Вы же позиционируете себя как технически продвинутую. С таким же технически продвинутыми мужем и, самое прискорбное, сыном, которые СУТКАМИ сидят за компьютером.
Девочки страдающей на фото не нашла.
Всё Ваши пустые придумки.
Знаю по своему сыну, который с двух лет в церкви, и по другим детям.
они как ангелы.
Если бы я была уверена, что фото не будет выметено, то меняла бы размер! В противном случае мне просто жаль времени.
На моем мониторе и при таком разрешении фото четверть пустого места...
Так что пусть Вам ваш ангел-сын подарит большой монитор с большим разрешением как это сделали мои муж и сын!
Тогда и девочку страдающую увидите справа на переднем плане...
ак что пусть Вам ваш ангел-сын подарит большой монитор с большим разрешением как это сделали мои муж и сын! Laughing
У меня с монитором все нормально и с его разрешением.
Вот сын ко мне приходит не каждый день.
Минус это ли плюс ???
В Вашем случае, естественно, если муж КАЖДЫЙ день дома это плюс.
А сын , если каждый день дома, то , наверное, с лицом как у девочки
Географическое положение: Краснодарски...
Пол: Женский
Все претензии к модератору - в личку.
Re: Да неужели?!
Riona писал(а) Втр, 20 Ноябрь 2012 05:38
Олена писал(а) Пнд, 19 Ноябрь 2012 19:28
Девочка стоит где поставили. Типа дежурных или патруля.
Насчет верующих - мы не предполагаем, мы веруем. И какой смысл доказывать, если каждый может убедиться в этом сам?
Значит, выгонять людей из храмов, разрушать и закрывать их, объявлять, что Бога нет - это не агрессия, это нормально? Промывать мозги детям, издеваться над верующими - это тоже ничего. А рассказывать о вере и приглашать в храмы - это агрессия?
А разве у девочки не должны были спросить, а хочет ли она быть в этом "патруле"?
Какой такой "патруль" из детей нужен Патриарху и иже с ним, если его нахаляву ФСО охраняет?
Я и не пишу, что Вы "предполагаете": фразу мою перечитайте!
Я так и пишу: некая группа людей ВЕРУЕТ во что-то, а ведет себя при этом так, как будто это что-то ЕСТЬ и это доказано: ОЧЕВИДНО, УШЕСЛЫШНО, ОСЯЗАЕМО...
В чем я могу убедиться? В наличие сверхсущества, в которое кто-то сам ВСЕГО ЛИШЬ ВЕРУЕТ?
Тогда уж поясните и КАК это сделать, пожалуйста!
По-моему, "выгонять людей из храмов, разрушать и закрывать их, объявлять, что Бога нет" - это куда человеколюбивее, чем жечь людей на кострах, садить на кол и т.д.
И, главное, в угоду ЧЕМУ? Своей ВЕРЕ, всего лишь ВЕРЕ во что-то?!
Извините, но у меня в голове подобное не укладывается!
По порядку. Девочку спросили. Это как почетные караулы из пионеров выставляли. Не хочешь - можешь отказаться. Просто утомительно в таих мероприятиях участвовать иногда, вот и все.
Насчет веры - да Бог существует. И это доказано, услышано, осязуемо. Именно поэтому и ведут себя так.
Убедиться очень просто - я Вам, уже, кажется говорила. Нужно просто обратиться к Богу в молитве с просьбой, чтобы Он, если Он есть, дал Вам лично возможность в этом убедиться, понять, почувствовать.
Насчет гуманее - негуманее - православные на кострах за неверие и ереси не сжигали. Только от Церкви отлучали. Не находите, что это вполне гуманно - просто засвидетельствовать, что человек, отвернувшийся от Церкви, не является членом Церкви?
И, конечно, верх человеколюбия, расстреливать за веру.
ак что пусть Вам ваш ангел-сын подарит большой монитор с большим разрешением как это сделали мои муж и сын! Laughing
У меня с монитором все нормально и с его разрешением.
Вот сын ко мне приходит не каждый день. Минус это ли плюс ???
В Вашем случае, естественно, если муж КАЖДЫЙ день дома это плюс.
А сын , если каждый день дома, то , наверное, с лицом как у девочки
Это Вы у меня спрашиваете, минус или плюс, что ВАШ сын не кадый день приходит к Вам?
А до моего сына Вам что за дело?
Это у Патриарха личный фотограф с лицом как у девочки, а у моего сына стандартное лицо мужчины, не волнуйтесь!
Насчет гуманее - негуманее - православные на кострах за неверие и ереси не сжигали. Только от Церкви отлучали. Не находите, что это вполне гуманно - просто засвидетельствовать, что человек, отвернувшийся от Церкви, не является членом Церкви?
И, конечно, верх человеколюбия, расстреливать за веру.
Вот Вам целая простыня, насладитесь гуманизмом единоверцев...
"860 г. -- для распространения христианства на захваченных Хазарией русских землях из Византии были отправлены очередные "просветители": Кирилл и Мефодий. "Основатели славянской письменности" изучают в Корсуне (Херсоне) евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами (о чем сами же и упоминают!), вернувшись же в Византию, "изобретают" свою письменность, предназначенную для облегчения переводов с греческого на русский, придумав дополнительно 11 букв. Тогда же назначается и глава русской церкви (за 128 лет до крещения Руси!)... Византийский патриарх Фотий: "Народу возлюбленному и богоизбранному (грекам) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные орудия, а надо овладеть и господствовать над русскими с помощью всевышнего." 912 г. -- в северной части Каспия был остров, где жили русы, население острова составляло примерно 100.000 человек. Вот что пишет о них арабский летописец Ал-Марвади: "Когда они обратились в христианство, вера притупила их мечи, они вернулись к нужде и бедности. Вот они и захотели сделаться мусульманами". Об Ольге Кровавой (первая русская княгиня христианка) в Иоакимовской летописи сказано, что при ней "из вельмож и смерть многие приняли". 965 г. -- уничтожен кумир Деваны-Зеваны-Дзеваны, польской богини охоты и лесов ("Описание европейской Сармации"). 956-986 гг. -- Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Трюгвассона (Святого) в Норвегии ("Сага о Йомских Викингах").
Константин Багрянородный: "И народ россов, воинственный и безбожный, посредством Раздач золота, серебра и шелковых одежд Василий I Македонянин привлек к переговорам и, заключив с ним мирный договор, убедил их сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиерея." 988 г. -- в Киеве "святым князем Владимиром" (Василием: имя, данное при крещении) истреблены кумиры Велеса и Услада (что стояли на Подоле), кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. "А кто не прийдет, противен мне будет" - так сказал Владимир (и не нужно рассказывать байки, что "противен" это не "враждебен", а "неприятен"; эту байку лингвистам расскажите... переводится именно как "враждебен"). Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
"Житие блаженнаго Володимира", цитата по А.В. Карташев "Очерки по истории Русской Церкви":
Повелеле рубити церкви и поставляти по местом, идеже стояху кумиры. И постави церковь св. Василiя на холме, идеже стояще кумир Перун и прочiи, идеже творяху потребе князь и людье. Инача ставити по градом церкви и попы и люди на крещенье приводити по всем градам и селом... и всю землю русскую исторже их уст дiаволъ и к Богу приведе и к свету истинному... и всю землю русскую крести от коньца и до коньца. Храмы идольские и требища всюду раскопа и посече и идолы съкруши: и честными иконами церкви украси.
Отрывок из "Иоакимовской летописи" :
В Новеграде людие, уведевше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути. И егда приидохом, они, разметавши мост великий, изыдоша с оружием, и асче Добрыня с прещением и лагодными словы увесчевая их, обаче они и слышати не хотяху и вывесше 2 порока великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сусчия враги своя. Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречиа ради наречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжисчам и улицам, учахом люди, елико можахом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися безумием и обманом. И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Народ же оноя страны, разсвирепев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. Тысецкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав лодиа, избрав от ростовцев 500 муж, носчию перевезеся выше града на ону страну и вшед во град, никому же пострегшу, вси бо видевши чаяху своих воев быти. Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие посла к Добрыне за реку. Людие же страны оные, услышавше сие, собрашася до 5000, оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла. некия же шедша церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху. Даже на разсвитании Добрыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у брега некие домы зажесчи, чим люди паче устрашени бывше, бежаху огнь тушити; и абие преста сечь, тогда преднии мужи, пришедше к Добрыне, прося мира. Добрыня же, собра вои, запрети грабление и абие ИДОЛЫ СОКРУШИ, ДРЕВЯННИИ СОЖГОША, А КАМЕННИИ, ИЗЛОМАВ, В РЕКУ ВЕРГОША; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмехаяся, им весча: "Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу вы от них чаять можете". И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Воробей же посадник, сын Стоянов, иже при Владимире воспитан и бе вельми сладкоречив, сей иде на торжисче и паче всех увесча. Идоша мнози, а НЕ ХОТЯСЧИХ КРЕСТИТИСЯ ВОИНИ ВЛАЧАХУ И КРЕСЧАХУ, мужи выше моста, а жены ниже моста.
989-990 г -- "святой князь Владимир Тогда мнозии некресчении поведаху о себе кресчеными быти; того ради повелехом всем кресченым кресты деревянни, ово медяны и каперовы на выю возлагати, а ИЖЕ ТОГО НЕ ИМУТ, НЕ ВЕРИТИ И КРЕСТИТИ; и абие разметанную церковь паки сооружихом. И тако крестя, Путята иде к Киеву. Сего для людие поносят новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем." в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Дядя князя Добрыня, воевода Путята и епископ Иоаким Корсунянин крестят огнем и мечом новгородцев (Иоакимовская летопись): "посем повеле идолы опроврещи, овыя сещи, а другия огневи предати", "посем вскоре повеле рубити церкви и поставляти по местом, иде же стояще кумиры". Церкви ставятся там, где прежде стояли языческие кумиры. Не желавшие креститься уходили "в пустыни и леса", бежали, бросив все. Раскопки в Новгороде подтвердили сожжение при крещении половины города.
Учреждение "Церковного Устава св.Владимира", где предписывалось сожжение волхвов. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Стефаном Пермским уничтожена самобытная цивилизация народа коми (летописная пермь). 995-1002 г. -- Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора ("Сага об Олафе Трюгвассоне"). 995 г. -- князем Мстиславом Черниговским и Тмутараканским, принявшим христианскую веру, уничтожен кумир Марены-Маржены-Марцаны. Тогда же в западнославянских землях уничтожена статуя Деваны-Зеваны-Дзеваны, польской богини охоты и лесов. 1008 -- уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским ("Вагнерово рассуждение об идолопоклонстве древних жителей Миснии", Лейпциг, 1698 г.) 1024 г. -- Широкомасштабное насаждение христианства силой в Суздале (подавлено Ярославом Хромым ("Мудрым")), в Муроме и в Ростове - ростовские епископы Илларион и Федор, затем Леонтий. [см. Новгородская IV летопись, "Повесть о водворении христианства во Муроме" и Корсаков. Д., Меря и Ростовское княжество. История Ростовско-Суздальской земли. 1872 г., Казань] ... "Житие епископа Леонтия" и "житие Константина Муромского". Оба очень отличились в "ниспровержении кумиров". Леонтий за черезмерное рвение убит возмущенными ростовчанами. 1050-е гг. -- Монах Авраам низвергнул в Ростове кумира Велеса и начал активно насаждать христианство, поставив на этом месте церковь. 1071 г. -- Убийство волхвов в Киеве ("и вринуша его беси в ровъ", Переяславский летописец). В том же году - в Ростово-Ярославской земле и в Новгороде восстания против произвола, творимого христианскими крестителями. В Ростове - Ян Вышатич пытал, а затем казнил волхвов. Лаврентьевская летопись, ПСРЛ: "Восстали два волхва близ Ярославля. И пришли на Белозеро, и было с ними людей 300. В то время случилось прийти от Святослава собирающему дань Яню, сыну Вышатину. Янь же повелел бить их и вырывать у них бороды. Когда их били и выдирали расщепом бороды, спросил их Янь: что же вам молвят Боги? Они же ответили: так нам Боги молвят: не быть нам живым от тебя. И сказал им Янь: то они вам правду поведали. И схватив их, убили и повесили на дубе". 1069-76 г. -- "Усмирение" славяно-финских язычников Белоозера Яном Вышатичем. "Повесть Временных Лет" и Летописец Переяславля-Залесского. В это же время в Новгороде князь Глеб Святославич и епископ Федор убивают языческого волхва и его сторонников. 1091 г. -- Подавление волхвов в Ростове ("волхв погибе вскоре") - ПСРЛ I-75-78, 92 и Переяславский Летописец.
Начало XI века, западная Славия - Кумир Прове низвергнут собственной рукой Альтенбургского епископа Герольда, им же сожжен священный лес Прове (Адам Бременский "Деяния епископов Гамбургской церкви", около 1083 г.).
XI век -- В Чехии Бретислав II сжигал священные рощи и преследовал язычников. В Польше подавляются языческие восстания.
Между 1063 годом и 1147 годом - неоднократно сжигался (и отстраивался вновь) крупнейший культовый цент - храм Радегаста (Ретринский Храм), распологавшийся в г.Ретра на земле лютичей-ретарей. В 953 г. храм разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. - саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германским государем Лотарем в 1147-1150 гг. (во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва). Оплавленные бронзовые кумиры лютичей числом 85 штук из Храма найдены в начале 18 века и описаны в 1774-1795 гг. Многие фигурки содержат славянские рунические надписи, как на Микоржинских камнях (Польша, Познаньское воеводство).
XII век -- Правила митрополита Иоанна: не давать причастия тому, кто ходит по волхвам (это ныне кажется "несущественным", однако в те времена данная мера являлась вполне серьезным средством выключения гражданина из общественной жизни, наносила ущерб его чести и делала такового гражданина изгоем или "диссидентом").
Также, среди крестителей вовсю действовал принцип: "бей своих, чтобы чужие боялись". Уже в те времена церковь сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от светской власти: Hовгородского архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, летописец называет "звереядивым". "Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям". Церковных противников сжигали на кострах и в раскаленных железных котлах. 1168-69 г. -- епископом Абсалоном повергнул кумир Ругевита в г.Карензе (Рюген), ему подрубили ноги, а епископ Свен уселся верхом на свергнутое божество и проехался на нем по городу (Саксон Граматик, История Данов), уничтожены им же кумиры Поревита и Поренуча. 1168 г., 15 июня -- после захвата датскии королем Вальдемаром I острова Руян, осквернен и разграблен храм Свентовита, кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд "Славянская Хроника". До 1177 г.). 1169 г. -- "святой князь Андрей Боголюбский" сжег Киев и изнасиловал пол-города. 1206 год - уничтожен кумир Макоши в Новгороде на Торгу и поставлена церковь Параскевы Пятницы. XII век. -- Изуверской жестокостью славился ростовский епископ Федор. Летописец говорит о нем, что он "немилостивый был мучитель, одним головы рубил, другим глаза выжигал и языки резал, иных распинал на стене и мучил немилостиво" [Полное собрание русских летописей, т.II, СПБ 1843, стр.102.]. XII век. -- Бенедиктинцы свергают кумиров Лады, Воды (Боды) и Лели на лысой горе близ села Келец (Польша). Ставят там костел. А затем и монастырь. ("Повесть XVI-в. о построении бенедиктинского монастыря на Лысой Горе"). 1227 г. -- Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: "изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе" с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: "Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели". 1250-е гг. -- "святой князь Александр Невский" учинил резню в Новгороде, рвал там ноздри (и это не поле брани, это убийство мирных жителей, гражданских). "В лето 6765... [речь идет о наведении порядка в Новгородчине после того, как]... "сметошася люди чересъ все лето." ... "А князь Олександъ выгна сына своего изъ Пльскова и посла в Низъ, а Александра и дружину его казни: овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ; всякъ бо злыи зле да погыбнеть." - Цитата по Новгородской первой летописи. ПСРЛ. т.3. М., 2000, стр.82. Конец XIII века. -- Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами", указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму" [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно. 1285 г. -- Кормчая книга. "отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам". 1375 г. -- Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
XV век -- Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: "Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции..." 1411 г. -- Псков. Сожжены 12 "вещих жонок" (колдуний, ведьм). 1484 г. -- булла Инокентия VIII, осуждено 100 тыс человек. 1485 г. -- сожжено 41 ведьма в Пьемонте. 1490 г. -- Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал. 1499 г. -- Книга "Поучение священнослужителей". Против язычества.
Начало XVI века -- Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы). 1504 г. -- собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено. 1515 г. -- Сожжено и уничтожено более 500 ведьм. 1505 г. -- Поучения против язычества в "Грамоте митрополитов Фотия и Даниила", "Домострой" и "Стоглав" предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками. 1551 г. -- Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: "В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить". Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных.1552 г. -- Поучения против язычества в "Судебнике". 1564 г. -- Иван IV, письмо Курбскому: "Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому". Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг. Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь). 1648 г. -- Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось также и о вреде скоморохов; давалось указание ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка (см., например, грамоту царя "Шуйскому воеводе Змееву о Коледе, Усени и народных играх"). Иными словами, истреблялась вся древняя песенная и поэтическая культура Руси, а также ее носители, делалась попытка уничтожить в русском народе все его национальные проявления и особенности во благо христовой веры (в соответствии с генеральной линией партии).
РАСКОЛ: После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены более 50 человек.
Основатель старообрядчества протопоп Аввакум, например, протестовал против тех преследований, которым подвергались его последователи, именно исходя из того, что Новый Завет не рекомендовал так делать. "Огнем, да кнутом, - гневно вопрошал он своих мучителей, - да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостоли научили так?" ["Житие протопопа Аввакума", М. 1934, стр.137]. Но сам же он сладострастно мечтает о том, как бы он разделался со своими противниками, если оказался бы в силах: "А что, государь-царь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во един день... Перво бы Никона того, собаку, рассекли бы начетверо, а потом бы никонян тех" ["Житие протопопа Аввакума", стр.301]. Кончилось дело тем, что Аввакума сожгли. Несомненно, что, если бы он взял верх, он с тем же рвением жег бы своих противников - и тоже во имя благочестия, основанного на поучениях и примерах Ветхого и Нового Заветов. ["Книги и Библии" И.А.Крывлев] 1682 г. (апрель) -- сожжение Аввакуума, Лазаря, Федора, Епифания. 1682 г. (5 июля) -- сожжение священника Никиту Добрынина и других. 1684 г. -- Указ Иоакима: раскольников пытать, если не покорятся - казнить сожжением. Предусмотрена была и казнь за укрывательство.
Стефан Яворский: "Еретиков достойно и праведно есть убивать, самем еретика полезно есть умерети, и благодеяние тем бывает, егда убивается". 1716 г. -- для старообрядцев введены двойные подати; с 1726 - четверные. 1721 г. -- был издан указ Синода, по которому в каждой российской епархии вводились "епархиальные инквизиторы", а над ними были поставлены и "протоинквизиторы". Свою инквизиторскую деятельность РПЦ осуществляла через судебные органы, находящиеся в распоряжении епархиальных архиереев, через патриарший суд и церковные соборы. Она располагала и специальными органами, созданными для расследования дел против религии и Церкви: Приказом духовных дел, Приказом инквизиторских дел, Раскольническими и Hовокрещенскими конторами и др. 19 век. -- Церковный идеолог тех времен, Феофан Затворник (1815-1894), позже признанный РПЦ святым, обращаясь к властям, писал: "Надо свободу замыслов пресечь - зажать рот журналистам и газетчикам! Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью!" 1905 г. -- митрополит Владимир и серпуховский епископ Никон состряпали "поучение", которое должны были зачитать 16 октября во всех церквях, где все призывались "проснуться и воостать" против "извергов рода человеческого", даже если придется "умереть за царя и за Русь". После этого был ряд погромов. 1909 -- в "черной сотне" состояло 32 епископа. 1917 г. -- Реакция на отделение церкви от государства: "Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученеческого, чем допустить веру православную врагам на поругание" - ("Церковный вестник") Примечание: гонений на попов тогда еще не было , это случилось несколько позже."
Так что попы после 1917 получили только за саботаж новой власти, а не за веру! Иначе бы не осталось НИ ОДНОГО ПОПА, НИ ОДНОЙ ЦЕРКВИ, НИ ОДНОГО ФАНАТИКА от православия!
Но этого же не произошло, верно?
Лично я вообще считаю, что досталось им еще и за поругание веры отцов и насаждение чуждой религии силой - бумеранг вернулся!
Ну что то тут вообще в кучу много чего свалено что далеко не все достоверно может быть к православию отнесено и его перегибам.
И Дания и Норвегия и двойные подати на старообрядцев Петром 1 введенные И все в одну кучу.
Много конечно было жестокого в истории, но зачастую религиозными идеями прикрываются личные стремления и цели а так же различные политические расклады . Все же людьми делается и как правило не односторонне. Само же православие не призывает в учении своем насильственного насаждения любыми методами.
Здесь одно от другого отделять надо, и не приписывать отдельные ошибки и грехи людей на религию в целом.
Вот на счет бумеранга за преследование старообрядцев пожалуй можно согласиться Я считаю это грех большой в отношении братьев наших и он до сих пор сказывается
Но здесь в какой то мере в большей степени какой то политический расклад царя сказался хотя конечно и Патриарх Никон не в стороне был
Сейчас трудно конечно все это объективно рассудить но сам факт что в конце жизни Никон грехи свои находясь в монастыре все таки по старым книгам замаливал а не по правленым - говорит за многое
По видимому чувствовал что во многом не прав был
Что же касается того что преследований за веру после 17 г не было -то вот пожалуйста. Сколько угодно.
. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке.
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей - царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-го летнего свщнмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, при теснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до "перестрой ки" конца 1980-х годов.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, "Сибирский хронограф", 1997 г., стр.143).
Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. (см. Акты, За Христа пострадавшие). Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.
В статье делается попытка оценить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви - жертвах большевистского режима с 1917 по 1952 годы. С одной стороны, это только оценка количества жертв, с другой стороны, представленные в статье материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею 20 декабря 1995 г. (см. [6]). В эту комиссию входили Главный прокурор России, руководители ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и др. Следовательно, статистические данные, приводимые в статье, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.
2. Компьютерная база данных о гонениях. Оценка статистики гонений проводилась на основе компьтерной базы данных. Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 г. в информационной секции Братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Сразу после образования Института в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия "сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте".
Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к январю 2004 г. накоплено более 22000 биографических справок и около 3600 фотографий.
В этой работе, почти полностью выполненной энтузиастами в свободное от основной работы время, приняли участие с разной интенсивностью в течение 12 лет более 50 человек.
Биографические материалы располагаются в базе данных по единой схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан или наименование церковного служения, фотографии. Далее в хронологическом порядке следуют: дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, сведения о работе, о местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, сведения о кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарии к каждому блоку, может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле.
Подобная структура размещения данных позволяет быстро получать информацию по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить всех пострадавших выпускников Московского государственного университета (см. газету "Татьянин День" NN 18,19,20 за 1998 г.), или, например, священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 г.). Из базы данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций и частных лиц, информация в базе постоянно проверяется и пополняется. В 1996 г. был организован доступ к базе в международной компьютерной сети internet (адрес: http://www.pstbi.ru).
Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического справочника "За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956". Настоящее издание представляет из себя два тома по 700 страниц в каждом с многочисленными фотографиями. Издание является уникальным как по объему (содержащим более 9.000 имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени базируется на труднодоступных и малоизвестных материалах. При этом список источников приводится в конце каждой биографической статьи в книге (равно как и в компьютерной базе данных).
3. Источники информации
По благословению святейшего патриарха Алексия II в ПСТБИ был передан архив данных (около 2000 имен), собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Помимо материалов собранных Синодальной Комиссией, представляющих из себя, главным образом, письма родственников и очевидцев, непосредственно Институтом было получено более 1.000 писем. (Обращения с просьбой сообщить сведения о новомученниках были разосланы Институтом во все центральные газеты и журналы, более чем в 200 переферийных газет и во многие издательства; был проведен целый ряд радиопередач.) И хотя зачастую имеющаяся у родственников информация оказывалась достаточно скудной, в целом, присланные письма являются для нас одним из важнейших источников. Именно в них можно услышать поистине драгоценные живые голоса людей переживших те страшные времена. Ценность этих свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается сейчас все меньше и меньше.
Главным же в количественном отношении источником явились ставшие сейчас доступными архивные документы: документы из Центрального Архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ. Здесь одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших (так по Белозерскому делу N 95221/32149 от 02.10.1937 расстреляно ровно 100 человек). В некоторых областях нашлись даже общие списки осужденных по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками НКВД-МВД-КГБ. Там сразу многие сотни жерт. (Так по Тверской обл. - 409, по Саратовской - 921). К сожалению, как правило эти списки представляют из себя лишь скупые колонки дат: арестован, осужден, расстрелян.
Следующий источник, приобретающий все более важное значение - публикуемые печатные материалы. Здесь особенно хочется выделить вышедший уже в семи томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия" и книгу "История Русской Церкви, 1917-1997" протоиерея Владислава Цыпина.
Помимо перечисленных источников в нашей работе также широко использовались неопубликованные рукописи; аудио- и видеозаписи; материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского Института и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.
Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических "контрреволюционных организациях церковников"). Учитывались также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). Единственной их "виной" была вера в Бога. В книгу были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими. Это - часто жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.
4. Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в 20 веке
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см. Энциклопедический словарь "Россия", Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с. 86). Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов. В брошюре "Крестный путь Церкви в России" (изд-во "Посев", 1988) говорится о 320000 пострадавших священнослужителях.
В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о "широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600.000 человек по всему СССР". (Цит. по: Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997, М., 1997, с.248). И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о "церковниках и сектан- тах", очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600.000, намеченных к скорейшему уничтожению людей, не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены "двадцаток".
Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших. Мы располагаем данными о том, что более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимо труднее будет получить относительно полную картину гонений среди священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.
Сейчас у нас в базе данных около 22000 имен. Таким образом, можно говорить о том, что у нас собраны сведения приблизительно об 1/22 части пострадавших.
5. Построение графика репрессий (статистики гонений)
На графике репрессий (см. рис. 1) по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой - количество респрессий по годам, фиксированные в базе данных, умноженные на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам. (График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных. Так, например, в лагерях в 1939 году находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в 1937 и 38 годах. Как правило все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х годов. Например, С.И.Фудель, см. "Новая Европа" N?, скончался в 1977 г. можно сказать в "ссылке" за стокилометровым рубежом от Москвы, где родился и где жила семья сына.)
Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных число репрессий будет (может?) уточняться в процессе уточнения общего числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей 500000 (как мы полагаем это нижняя оценка), то этот коэффициент равен (500000 : 22118) = 22.6, если 1000000 - 45.2. Мы при построении графика выбрали коэффициент 22.6, так, например, в 1922 году в базе данных есть сведения о 869 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 46 казненных, поэтому на графике отложено 19639 (верхний график) - как оценка общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1922 году, и 1039 (нижний график) - оценка общего числа расстрелов в 1922 г.
Если бы у нас были сведения о всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам количество репрессий и изучить этот процесс. Мы имеем сведения только об ~1/22 части репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности (репрезентативности) , как говорят математики, этой выборки: насколько эта выборка равномерна и случайна. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. (Есть математические методы проверки представительности вы- борки, на которых, видимо, здесь неуместно останавливаться, хотя они очень интересные и убедительные. Один из главных методов проверки - расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производи- лись в 1995г. по трем тысячам имен, в конце 1996 по пяти тысячам имен, в 1998 по 10000, они дали качественно близкие результаты с нынешними по десяти тысячам имен, коэффициенты выбирались, соответственно равными 150, 100, 50).
6. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события
После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.
Первая волна гонений (1917-1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.
07.11.17 - Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства - изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).
15.08.17 - 20.09.18 - Поместный Собор Православной Российской Церкви.
05.11.17 - избрание св. митрополита Тихона Патриархом Московским и Всея Руси.
01.02.18 - Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь.
07.02.18 - расстрел священномученика Владимира, митр. Киевского.
16.07.18 - расстрел императора Николая II и царской семьи.
14.02.19 - Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы.
1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 15000 жизней только в 1918 -19 гг. (нижняя линия см. Рис.). Общее число репрессий около 20000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.
Вторая волна гонений (1921-1923 годы). Изъятие церковных ценностей, под предлогом помощи голодающим Поволжья.
21.08.21 - образование св. Патриархом Тихоном Всероссийского комитета помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю (27.08.21).
23.02.22 - декрет ВЦИК об изъятии Ц. ценностей, 19.03.22 - секретное письмо Ленина ("чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше", и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить гонение).
09.05.22 - арест св. Патриарха Тихона
Июнь 1922 г. - "Суд" над свщмч.Вениамином, митрополитом Петроградским и расстрел его 13.08.22.
2-ая волна гонений - около 20000 репрессий, расстреляно около 1000 человек. Большевики изображают справедливость,
в отличие от самосудов 1918 года, устраивают показательные суды.
Гонения 1923-28 годов. Насаждение при поддержке ВЧК-ГПУ-ОГПУ обновленческого раскола для уничтожения Церкви изнутри.
Апрель 1923 г. - подготовка суда и расстрела св. Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным "о нерасстреле патриарха" и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.23 (..."необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)", Архивы Кремля (с.269-273)).
29.04.23-09.05.23 - 1-й "собор" обновленцев.
16.06.23 - заявление св. Патриарха Тихона ("...я отныне Советской власти не враг").
25.06.23 - освобождение св. Патриарха Тихона.
07.04.25 - кончина св. Патриарха Тихона.
01.10.25 - 2-й "собор" обновленцев.
12.04.25 - свщмч. Петр, митрополит Крутицкий приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя
10.12.25 - арест свщмч. Петра
29.07.27 - Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия - попытка найти компромисс с безбожной властью ("Мы хотим... сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи.").
В 1923-1928 годы количество репрессий равно примерно трети репрессий 1922 года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.23 суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводят женатый епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, но все их церкви пусты - народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Давление ОГПУ на воспреемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей "тихоновцев". В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается.
Третья волна гонений (1929-1931 годы). "Раскулачивание" и коллективизация.
Начало 1929 г. - письмо Кагановича: "церковь единственная легальная контрреволюционная сила".
08.03.29 - Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
02.02.30 - Интервью заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: "...нет гонений на Церковь".
05.12.31 - Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасите- ля.
3-ья волна гонений в 3 раз сильнее 1922 года (около 60000 арестов и 5000 казней) в 1930 и 1931 годах.
Гонения 1932-36 годов. "Безбожная пятилетка", названная так по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.
05.12.36 - принятие Сталинской конституции
22.12.36 - Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, так как советские власти объявили о кончине в тюрьме патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, хотя он был жив.
Несмотря на гонения сравнимые по силе с 1922 годом, провал "Безбожной пятилетки" - в переписи населения 1937 года православным верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР.
Четвертая волна - 1937-38 годы. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих (включая и обновленцев).
05.03.37 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.
10.10.37 - расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере патриаршего Местоблюстителя свщмч. Петра.
В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Ем.Ярославскй (Губельман) заявил, что "в стране с монастырями покончено" (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299).
4-ая волна гонений - примерно в 10 раз превышает по арестам гонение 1922 года (а по расстрелам в 80 раз). Расстрелян каждый второй (около 200000 репрессий и 100000 казней в 1937 - 38 гг.).
Гонения 1939 - 1952 годов. Вторая мировая война. Преследования священнолужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях.
1939-1940 - Присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.
30.11.39 - Начало Советско-финской войны.
22.06.41 - Нападение Германии на СССР.
04.09.43 - встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.
08.09.43 - Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия. 15.05.43 - кончина Патриарха Сергия.
31.01.45-02.02.45 - Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I.
К 1939 г. закрыты все (их было в 1917 г. более 1000) монастыри и более 60000 храмов - служба совершалась только примерно в 100 храмах. Но победа безбожников была не долгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в СССР опять стало много православных монастырей и храмов.
1939-1940 гг. - гонения близки к 1922 году (1100 казней в год).
1941-1942 гг. - по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней).
1943-1946 гг. - число репрессий резко сокращается.
1947, 1949-1950 гг. - опять всплески репрессий (по докладу Абакумова "с 1.01.47 по 1.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников", см. [9]).
График заканчивается 1952 годом потому, что в 1953 - 1989 годы репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым и средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т.п. Эти гонения требуют специальных методов исследования.
7. Некоторые закономерности
А). В 1927 и 1930 годах заместитель патриаршего местоблюстителя Митрополит Сергий Страгородский пытается пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят положительных результатов: гонения не ослабевают, а усиливаются.
Б). Чем объяснить, с точки зрения властей, провалы в гонениях 1934, 1936, конца 1938 и начала 1939?
В эти годы происходит замена шефов ОГПУ - НКВД!
Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо, новые правители уничтожают аппарат предыдущих. И только это ослабляет гонения. Как только новый правитель набирает силы, гонения становятся еще более массовыми.
В). Каждому "пику гонений" соответствует конкретный комиссар внутренних дел.
1) Дзержинский (комиссар в 1917-26) - пик 1918 года и пик 1922 года (изъятие ценностей), тайным руководителем которого являлся Троцкий (Бронштейн).
2) Менжинский (1926-34) - пик 1930 года.
3) Ягода (Иегуда) (1934-36) - пик 1935 года.
4) Ежов (1936-38) - пик 1937 года.
5) Берия (1938-53) - пик 1941 года.
Конечно сами по себе комиссары внутренних дел это пешки в борьбе за власть. Так, например, пик 1935 года связан с убийством 1.12.34 Ки- рова.
Г). Любому человеку с техническим образованием график (рис. 1) с возрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существование саморазрушением. Война в 1941 остановила этот разрушительный процесс.
Д). Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь:
- уничтожение дворянства и офицерства 1917-19 годы;
- уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929-32;
- уничтожение интеллигенции 1937-38.
Геноцид русского народа - это, в первую очередь, геноцид православия.
8. Заключение
Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным.
Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь Тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее!
Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.
2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых - 450. Собранные в Институте сведения во многом еще не являются законченными материалами для канонизации. Не исключено, что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.
Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: "Кровь мучеников - семя христианства". Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача - донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!
Литература
1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Право- славного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994. 1064 стр.
3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Цервки 20 века ( http://kuz1.pstbi.ccas.ru ).
4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.// М., Новосибирск. "Сибирский хронограф". 1997 г. 600 стр.
5. Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.
6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского Богословского института).
Да и вообще этот сволочной режим по разным поводам а то и вообще без всяких столько людей угробил что никакой инквизиции и не снилось
Да еще как символ своих действий труп одного из главных антихристов на главную площадь страны запихал где он и лежит досих пор
Да и вообще этот сволочной режим по разным поводам а то и вообще без всяких столько людей угробил что никакой инквизиции и не снилось
Да еще как символ своих действий труп одного из главных антихристов на главную площадь страны запихал где он и лежит досих пор
Не за веру они пострадали, а сопротивление революции.
Новая власть отделила церковь от государства и перестала попов содержать, кормушки их разоряла...
Вот они и занялись агитацией против власти и призывами к саботажу!
Кому же такое понравится?
Зато сейчас "режим", при котором народ даже размножаться отказывается!
Да, это не реки крови в прямом смысле, но страна-то вымирает КАК НИКОГДА!
У РПЦ же прямо-таки "золотой век" настал! И что толку?
Все ее благоденствие держится только на материальной поддержке властью: отделить не на словах, а на деле - колосс рухнет практически в одночасье...
За четверть века СССР восстановил страну от самой опустошительной войны, а нынешняя поповская Россия за то же время разорила ВСЕ, сделала Россию зависимой от Запада...
Один из антихристов, говорите, лежит?
Что похоронить-то мешает? Боязнь за свои шкурки и норки с притыренным золотишком?
Что мешает десятину церковную ввести? Боязнь, что правда откроется, что только 1,5% православных в России, а не столько, сколько врет Патриарх?
Даже перепись прихожан в приходах не производится, а уж это-то сделать проще некуда!
Кругом одна ложь и лицемерие! Список можно продолжить...