Ольга Евгеньевна писал(а) Птн, 28 Декабрь 2007 19:08
Что зря, я не поняла?
Ну не те там мотивы у Маши... Ну всё-таки, не те... Только давайте эту тему не будем развивать, ладно?
А я, честно говоря, тоже поняла повесть, как и Ольга Евгеньевна, что Маша, как Таня Ларина, руководствовалась принципом "Я другому отдана и буду век ему верна". Хотя в детстве никак не могла принять такую логику и сказала маме, что Маша "просто дура"
Думаю,что предлагается вместо преподавания ОПК (а некоторые считают,что это просто слегка замаскированный Закон Божий) учителя по профильным предметам(особенно по русской литературе,которая вся стоит на православии ) просто объяснять детям,что данный герой поступил так потому что это правильно с т.зр.православия,истории-тоже много можно чего назвать и т.д.и т.п.
Так поспорить-то всем интересно, да и свою точку зрения изложить. Я все-таки предлагаю вспомнить название темы. Давайте лучше про ОПК в школе поговорим. Кстати, куда это NEZP подевалась? У нее очень интересные и дельные мысли всегда
Так поспорить-то всем интересно, да и свою точку зрения изложить. Я все-таки предлагаю вспомнить название темы. Давайте лучше про ОПК в школе поговорим. Кстати, куда это NEZP подевалась? У нее очень интересные и дельные мысли всегда
Вам про тему ОПК или литературу?
Если литературу - то, ИМХО, религия в любом случае откладывает отпечаток. Специфические термины, суть происходящего в книге. Даже если автор негативно отзывается о христианстве, суть бунта и проблемы может быть ребенку не понятна.
Того же Онегина - что значит "говели", почему "умильно на пучок зари они роняли слезки три", и все в этом же духе. Для меня, честно говоря. в школе это было аброкадаброй, и сути подобной семьи я не понимала из-за нехватки данных
Про ОПК - я на данный момент против. Пока не увижу новую программу. Меня уговаривали вести его в этом году - но с такой программой я категорически не согласна.
Географическое положение: Санкт-Петербу...
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
В нвшей парадной работает консъержкой восточная женщина. она очень дружелюбна, и пытается установить со всеми жильцами хорошие отношения. Утром выхожу,- она приветствует и всегда на"ты", хотя по возрасту не на много меня старше. Каждый раз меня коробит ее обращение и я часто стараюсь проскользнуть не замеченной. Пытаюсь убедить себя, что она ничего плохого не думает, что это в их традициях, но ничего не могу с собой поделать. Я 17 лет прожила в Эстонии. Там тоже люди совсем другие. И живужим там русским людям приходится делать поправки, усмирять свою "задушевность" и т. д. Кстати, после раздела Союза, в Эстонии очень много стали уделять внимания изучению некоренными жителями истории, обычаев, верований эстонцев. Думаю, учитывая изменяющийся состав населения в России, введение Основ православной культуры очень помогло бы всем нам. Русским - ощущать себя дома, приезжим - не быть напрошенными гостями, а если кто-то хочет оставаться жить в России, станет настоящим гражданином.
Как много сказано за два дня!
С нетерпением ждала, пока ликвидируют проблемы с интернетом у нас...
Хорошо, если ОПК - это не Закон Божий. Ведь для того, чтобы Закону следовать, надо его признавать, а в Православии - так вообще признавать не только умом, но и сердцем. Для меня тема вообще "больная", т.к. преподаю в Воскресной Школе.
А бывают ситуации, когда родители пугаются, что у детей возникает религиозность, что они усердно молятся, стремятся побыть в храме и тогда детей из Воскресеной школы забирают под предлогом, что стали из=за этого хуже учиться и вообще стали странными какими-то. И вот представьте ситуацию, что под влиянием ОПК (в форме культуры, а не Закона!) уверовал вдруг ребенок из семьи атеистов или представителей другой конфессии? Это же трагедией семье грозит. Даже взрослые здесь пишут, как трудно жить в семье, где все далеки от православия, а как быть ребенку-неофиту? Нет уж, лучше вариант добровольного посещения ОПК и курс этики для остальных.
Географическое положение: Подмосковье
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
Знаете, если бы православных хотя бы большинство было, ну, или в обществе доминировали бы определенные нравственные ценности, созвучные христианству, то тогда можно было бы говорить о каких-то уроках в школе. А так... Меня очень смущают разговоры о том, что приезжие (из бывших республик, в основном мусульманских) не уважают наших обычаев и нашей культуры: по-моему, они очень даже неплохо "влились" - мусор разбрасывают также, матерятся и т. д. Как же мы будем искусственно прививать детям в школе ценности, которых сами не уважаем. Или что: в школе говорят одно, а дома и по телевизору - другое? По-моему, самое главное качество любого нравственного общества - это совесть. А у нас люди не видят в ней необходимости. Более того, с ней даже не то, что неудобно, а даже опасно жить. Я против того, чтобы вводить предмет ОПК, на данном этапе. Вот дополнить уроки литературы, истории какими-то нюансами, для начала, так, для разнообразия и размышления. Очень не помешало бы разнообразить раздел биологии - теорию эволюции и антропологию - интересными, ранее скрываемыми фактами, преподнести материал так, как нам в ВУЗе - со всеми подлогами, что бы у детей сложилось понятие о том, что теория эволюции по Дарвину - всего-лишь теория и не более. Ведь именно это- биология - как раз ключевое звено: что такое человек- животное или все же нет. Пусть знают, что нет у науки, даже безрилигиозной, однозначных доказательств, и сами решают, во что они хотят верить.
Далее, было бы неплохо разбудить в детях состадание к ближним. Они еще не очерствели душой и могут проникнуться проблемами и страданиями сирот, инвалидов и стариков. Не нужно прятать от них этот мир - надо им показать, чтобы сами они задумались о том, что имеют, чтобы хотели и могли помогать другим. И сейчас такое бывает, когда дети всем классом собирают деньги для лечения больного ребенка, игрушки в детдом. Пусть этого будет больше. А то их пререгружают в школе разными знаниями, отчего, по-моему, умнее нас в их возрасте они не становятся, скорее наоборот, а о душевной составляющей личности как-то забывают.
Ольга Евгеньевна писал(а) Вск, 30 Декабрь 2007 11:56
Знаете, если бы православных хотя бы большинство было, ну, или в обществе доминировали бы определенные нравственные ценности, созвучные христианству, то тогда можно было бы говорить о каких-то уроках в школе. А так... Меня очень смущают разговоры о том, что приезжие (из бывших республик, в основном мусульманских) не уважают наших обычаев и нашей культуры: по-моему, они очень даже неплохо "влились" - мусор разбрасывают также, матерятся и т. д. Как же мы будем искусственно прививать детям в школе ценности, которых сами не уважаем. Или что: в школе говорят одно, а дома и по телевизору - другое? По-моему, самое главное качество любого нравственного общества - это совесть. А у нас люди не видят в ней необходимости. Более того, с ней даже не то, что неудобно, а даже опасно жить. Я против того, чтобы вводить предмет ОПК, на данном этапе. Вот дополнить уроки литературы, истории какими-то нюансами, для начала, так, для разнообразия и размышления. Очень не помешало бы разнообразить раздел биологии - теорию эволюции и антропологию - интересными, ранее скрываемыми фактами, преподнести материал так, как нам в ВУЗе - со всеми подлогами, что бы у детей сложилось понятие о том, что теория эволюции по Дарвину - всего-лишь теория и не более. Ведь именно это- биология - как раз ключевое звено: что такое человек- животное или все же нет. Пусть знают, что нет у науки, даже безрилигиозной, однозначных доказательств, и сами решают, во что они хотят верить.
Далее, было бы неплохо разбудить в детях состадание к ближним. Они еще не очерствели душой и могут проникнуться проблемами и страданиями сирот, инвалидов и стариков. Не нужно прятать от них этот мир - надо им показать, чтобы сами они задумались о том, что имеют, чтобы хотели и могли помогать другим. И сейчас такое бывает, когда дети всем классом собирают деньги для лечения больного ребенка, игрушки в детдом. Пусть этого будет больше. А то их пререгружают в школе разными знаниями, отчего, по-моему, умнее нас в их возрасте они не становятся, скорее наоборот, а о душевной составляющей личности как-то забывают.
Географическое положение: Подмосковье
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
Примерчика такого общества у меня нет, оно скорее гипотетическое. Но, в принципе, если большинство придерживается каких-то нравственных норм и именно это большинство задает тон, а не хамски настроенное меньшинство, то такое общество можно вполне назвать нравственным. Думаю, что те нормы, которые предлагает христианство, вполне приемлемы для нравственной основы общества, тем более что многие из них согласуются с ценностями крупнейших мировых религий.
Ольга Евгеньевна! Поддерживаю и ваше мнение! Совесть необходимо воспитывать, а потом и до культуры доходить. Но... В современной культуре пока до совести очень далеко. Сострадание к старикам? Да у нас же только ленивый юморист над ними не смеется и дети повторяют за ними и это становится нормой: старость = смешно.
И не только это. А общество в котором совесть - основа, это наверное, утопия.
Дети из стран Востока на уроках ОПК? Это уж как подойти, наверное. На МХК ребята-дагестанцы после темы о православии спросили, можно ли им зайти в храм православный, чтобы просто хотя бы посмотреть, что это такое.
Почему неудобно и опасно жить с совестью?
[/quote]
Потому, что если жить по совести, то нужно быть готовым к тому,что придется в жизни несладко. Самый обычный пример: один человек работает на совесть, а его коллега халтурит, в результате чего первому работы больше достается. Еще: представьте, что угодили в систему, в которой невозможно не "брать", и тут два варианта - либо "берешь", как все и мучаешься со своей совестью, либо уходишь из системы, а, возможно, это было очень хорошее место для тебя и другого тебе не найти (особенно актуально в маленьких городах). Пример еще проще: едет мужчина в метро, сидя (ну, устал или не выспался), а рядом становится женщина беременная или старушка. Если у человека есть совесть, то уступит тому, кому, скорее всего, тяжелее, чем ему самому, но тогда самому страдать придется. А нет совести - глазки прикрыл и нет проблем.
А насчет опасности: представьте, что мужчина видит, как хулиганы к девушке пристают, по совести, он должен ей как-то помочь, но за свое покровительство он и жизни лишиться может.
Так что, без совести жить проще: люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех.(с)
Потому, что если жить по совести, то нужно быть готовым к тому,что придется в жизни несладко. Самый обычный пример: один человек работает на совесть, а его коллега халтурит, в результате чего первому работы больше достается. Еще: представьте, что угодили в систему, в которой невозможно не "брать", и тут два варианта - либо "берешь", как все и мучаешься со своей совестью, либо уходишь из системы, а, возможно, это было очень хорошее место для тебя и другого тебе не найти (особенно актуально в маленьких городах). Пример еще проще: едет мужчина в метро, сидя (ну, устал или не выспался), а рядом становится женщина беременная или старушка. Если у человека есть совесть, то уступит тому, кому, скорее всего, тяжелее, чем ему самому, но тогда самому страдать придется. А нет совести - глазки прикрыл и нет проблем.
А насчет опасности: представьте, что мужчина видит, как хулиганы к девушке пристают, по совести, он должен ей как-то помочь, но за свое покровительство он и жизни лишиться может.
Так что, без совести жить проще: люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех.(с)
Да, примеры бессовестности правильные. (Правда они подходят для любого общества, а не только для современной России.)
Но совестливому человеку жить нравственно не должно казаться неудобным и опасным.
Когда он поступает в согласии со своей совестью, то он чувствует душевный комфорт, и наоборот - мучается, если сделал что-то безнравственное или стыдное. Именно тогда ему несладко.
Географическое положение: Санкт-Петербу...
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай стороны
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны
Нашим детям должны быть не только понятны, но и сочувственны эти слова.
Когда в Прибалтике стали навязывать русским ассимиляцию, это , конечно, вызвало резкое отторжение. Но при всех обидах, рациональное зерно в основе всех мероприятий по защите национального уклада есть. И даже некоторое навязывание в данном случае допустимо. Иначе, даже терпимая ко многим вещам нация в душе накапливает недовольство, а оно неминуемо выльется в бытовую конфронтацию. Примеры того у всех на глазах.
Будут видны и забавные ошибки классиков (и будет шанс подобного не повторять):
Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Апд: у нас на Руси с кадилами вообще беда:
Э. Багрицкий в «Думе про Опанаса»:
На руке с нагайкой крепкой —
Жеребячье мыло;
Револьвер висит на цепке
От паникадила
если большинство придерживается каких-то нравственных норм... то такое общество можно вполне назвать нравственным
Получается, что в мусульманских странах, где БОЛЬШИНСТВО придерживается уважения к старикам, заботится о детях (берут в семьи, если они потеряли родителей, а не отдают в детдома), не пьют и не курят как раз и имеются эти самые "нравственные общества"?
А "предлагать нормы" - это еще не значит ЖИТЬ по ним...
Географическое положение: Подмосковье
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
[quote title=солана писал(а) Вск, 30 Декабрь 2007 17:21Да, примеры бессовестности правильные. (Правда они подходят для любого общества, а не только для современной России.)
Но совестливому человеку жить нравственно не должно казаться неудобным и опасным.
Когда он поступает в согласии со своей совестью, то он чувствует душевный комфорт, и наоборот - мучается, если сделал что-то безнравственное или стыдное. Именно тогда ему несладко.
[/quote]
Так о том и речь: как убедить ребенка жить по совести, если он видит, что качественнее (по потребительским меркам) живет бессовестный и бесчувственный. Получается, что нормы христианской морали неудобны. Каждый из нас, наверное, отдает себе отчет в том, почему и зачем он христианин, а других как убедить "взять свой крест?". Боюсь, что одни только рассказы на уроках не помогут. Поэтому и считаю, что не нужно навязывать ОПК, а ознакомить как-то ненавязчиво, вот как - не знаю.
Географическое положение: Подмосковье
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
rose писал(а) Вск, 30 Декабрь 2007 18:07
Цитата:
если большинство придерживается каких-то нравственных норм... то такое общество можно вполне назвать нравственным
Получается, что в мусульманских странах, где БОЛЬШИНСТВО придерживается уважения к старикам, заботится о детях (берут в семьи, если они потеряли родителей, а не отдают в детдома), не пьют и не курят как раз и имеются эти самые "нравственные общества"?
А "предлагать нормы" - это еще не значит ЖИТЬ по ним...
Для меня критерии нравственного общества, все же, немного шире, чем забота о детях и стариках. К тому же, если говорить о странах, исповедующих фундаменталистский ислам, забота о детях четко разделена на "заботу о мальчиках" и "заботу о девочках", и вот здесь уже, по-моему, нравственность несколько хромает.
Христианство предлагает нормы, предполагая, что люди, исповедующие его будут жить по ним.
Географическое положение: Подмосковье
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
NEZP писал(а) Вск, 30 Декабрь 2007 17:32
Будут видны и забавные ошибки классиков (и будет шанс подобного не повторять):
Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Апд: у нас на Руси с кадилами вообще беда:
Э. Багрицкий в «Думе про Опанаса»:
На руке с нагайкой крепкой —
Жеребячье мыло;
Револьвер висит на цепке
От паникадила
"Паникадило" - слово уж больно живописное, к тому же в рифму - ну как мимо-то пройти (подозреваю, что у некоторых культурных деятелей тоже проблемы с ОПК в школе были, им явно не доставало хотя бы ныне отвергнутого учебника).
Ольга Евгеньевна писал(а) Пнд, 31 Декабрь 2007 20:24
Так о том и речь: как убедить ребенка жить по совести, если он видит, что качественнее (по потребительским меркам) живет бессовестный и бесчувственный.
Очень просто: жить по совести самому.
Вообще кого-либо убедить можно только в том, чему следуешь сам. Пустые слова никогда не убеждают.