И еще есть воскресные школы, а где-то православные гимназии, факультативы. Я сама веду занятия в воскресной школе и знаю, как трудно дать хотя бы просто представления о религии даже детям из православных семей, если в семье этому вопросу не уделяется должного внимания. И еще один пример - в школе на уроке МХК дети нормально воспринимают мифы Древней Греции, Индии, верования Китая. Но когда доходит до темы "православие" - восприятие резко снижается. ребята начинают оспаривать все и вся, отрицать красоту православного искусства, а некоторые даже предъявляли претензии учителю: зачем вы нас верить заставляете? (тема подавалась вполне традиционно, учитель - не проповедник православия и никого в вере не наставляла!) Почему такая реакция? А если это будет целый урок...Сомневаюсь. Хотя, если Патриарх благословил такое начинание,и ОПК уже введен, то нам остается лишь подумать, как не испортить ничего в этом деле.
Вести с полей:
Академик Виталий Гинзбург, автор скандально известного "письма десяти академиков" к Президенту, неожиданно положительным образом оценил предложенную Русской Православной Церковью модель преподавания в школах "Основ православной культуры" как одного из возможных предметов в рамках обязательного школьного курса "Духовно-нравственная культура", сообщает Благовест-Инфо.
"Мне это нравится, мы на этом и настаивали. Но важно, чтобы это было бы совершенно добровольно и с согласия родителей. А в остальном я за это вполне", – заявил В.Гинзбург.
Представленная РПЦ в Минобразования Концепция включения в новое поколение госстандартов учебного предмета "Православная культура" подразумевает введение в школьный учебный план нового раздела с рабочим названием "Духовно-нравственная культура". В рамках этого раздела основы Православия будут изучаться школьниками по выбору, наряду с предметами по культуре других российских религий, на изучение которых есть образовательный запрос, и курсом этики для нерелигиозной части общества.
Академик В. Гинзбург признался, что если бы был "или родителем, или ребенком, то выбрал бы этику". Он напомнил, что подобная же "разумная" система преподавания в школе знаний о религиях существует, например, в Германии и Японии и успела там себя оправдать.
Русская линия
А мне кажется введение "ОПК" в школы - хорошая идея. Я в девяностые годы училась в очень престижной светской школе, где православных детей особо не было. Но однажды нашему директору пришла идея приглашать читать лекции о.Артемия (Владимирова). Кто видел его, тот знает, что у батюшки необычная манера говорить, держаться. Когда он пришел первый раз, он просто вызвал на у мальчишек бурю хохота, да и девочки еле сдерживались от смеха. Но удивительно, через еще 1-2 лекции, смех в зале прекратился, наши репперы-металисты-рокеры и т.п. стали слушать внимательно, что говорит этот "странный человек в рясе". А через полгода я застала некоторых наших ребят в храме, и к о.Артемию после лекций ребята выстраивались в очередь за благословением и советом. И благодаря его урокам, мы стали хоть немного разбираться в Православии. Что касается "одаренности" учителя - конечно, хорошо, если учитель очень талантлив, умеет заинтересовать ребят, но, извините, курс литературы далеко не всегда хорошие преподаватели читают - что же теперь литературу в школах отменять? Сейчас дети очень мало знают о своей культуре, а культура во многом познается через религию. Невозможно понять ту же поэзию серебряного века, не зная греческих мифов и Православия. Вспомните, как там у Цветаевой: "Я, как причастница перед Причастьем..." Ну разве поймет среднестатистический школьник, о чем это Марина Ивановна, если он знать-не знает, что такое Причастие? И еще одно добавление: у меня была неверующая приятельница, которая в 18 лет не знала, что иметь с мужчинами близкие отношения до свадьбы - грех! Впервые она это услышала от меня, и была откровенно шокирована. И это не девочка из глуши, а обычная московская студентка.
...но, извините, курс литературы далеко не всегда хорошие преподаватели читают - что же теперь литературу в школах отменять?
А теперь спросите у любого взрослого человека, попавшего на, в лучшем случае, "среднюю" училку, любит ли он то, что ему преподавали на уроках литературы. Да и вообще, читал ли, и помнит ли.
То же самое и с ОПК, только там речь будет идти о душе и отвращении к православию, а не "Му-му" или "Отцам и детям".
Наши дети вообще ничего не знают о своей вере. Я работаю в школе, я знаю. Проходили что-то, была цитата из Библии, спрашиваю: откуда и о чем? И тишина. При этом почти все крещеные. Но незнание полное. Они даже историю блудного сына не знают!Зато спроси гороскоп или еще что-то в этом духе - все расскажут. Поэтому ОПК нужно. Чтоб дети хотя бы культуру родной страны знали. Никто ж их насильно в храм не потащит, так что атеисты-общественники из чиновников зря волнуются
...но, извините, курс литературы далеко не всегда хорошие преподаватели читают - что же теперь литературу в школах отменять?
А теперь спросите у любого взрослого человека, попавшего на, в лучшем случае, "среднюю" училку, любит ли он то, что ему преподавали на уроках литературы. Да и вообще, читал ли, и помнит ли.
То же самое и с ОПК, только там речь будет идти о душе и отвращении к православию, а не "Му-му" или "Отцам и детям".
У меня была ужасная учительница по литературе: мало того, что предмет преподавала скучно, так еще и тяжелая истеричка была, кричала на нас, могла ударить. Но те, кто любил читать - не разлюбил, и отвращения к литературе это не вызвало. Причем здесь Пушкин, если Лариса Ивановна психопат? И снова повторю свой вопрос: что надо уроки литературы отменить, если учитель плохой? Да у нас большую часть предметов преподают неинтересно! Может, вообще в школу не ходить?
Наши дети вообще ничего не знают о своей вере. Я работаю в школе, я знаю. Проходили что-то, была цитата из Библии, спрашиваю: откуда и о чем? И тишина. При этом почти все крещеные. Но незнание полное. Они даже историю блудного сына не знают!Зато спроси гороскоп или еще что-то в этом духе - все расскажут. Поэтому ОПК нужно. Чтоб дети хотя бы культуру родной страны знали. Никто ж их насильно в храм не потащит, так что атеисты-общественники из чиновников зря волнуются
Вот я о том же говорю! многим родителям сейчас дела нет до культурного багажа своего ребенка. Одет, обут, сыт - и слава Богу. Вот у детей и интересы только телевизор и компьютер, ну еще у некоторых спорт. Они Библию, скорее всего, никогда не откроют, потому как по MTV передачи поинтереснее. А так хоть что-то услышат, хоть что-то о культуре и религии своей страны узнают. Кстати, я когда училась в Православном университете ( у меня был вполне светский факультет, но нам преподавали и духовные дисциплины), многие мои сокурсники возмущались "зачем нам закон Божий, зачем Литургика, история Церкви?! Ведь это не имеет никакого отношения к нашей профессии!" Зато через несколько лет я от них услышала: "Как хорошо, что нам это все преподавали, столько стало понятно и в литературе, и в истории, и в искусстве. Эти предметы дали нам даже больше, чем все остальные вместе взятые, они помогли нам понять родную культуру".
У меня была ужасная учительница по литературе: мало того, что предмет преподавала скучно, так еще и тяжелая истеричка была, кричала на нас, могла ударить. Но те, кто любил читать - не разлюбил, и отвращения к литературе это не вызвало. Причем здесь Пушкин, если Лариса Ивановна психопат? И снова повторю свой вопрос: что надо уроки литературы отменить, если учитель плохой? Да у нас большую часть предметов преподают неинтересно! Может, вообще в школу не ходить?
Вот-вот. Те, кто уже любил читать.
А остальные? Им прививалась любовь к чтению подобными уроками?
И потом, дети все воспринимаю очень чутко, это мы, взрослые тетки, можем авторитетно заявлять, что педагог и предмет - две разные вещи, но стоит посмотреть на реакцию школьника на урок любимого учителя, и не любимого. И степень любви к материалу и усвоения
Согласна с NEZP. На собственном опыте убедилась, что можно привить отвращение к литературе, даже если человек любит читать. Благодаря школьной учительнице литературы и ее "отличному" преподаванию сего предмета до сих пор не могу заставить себя прочитать некоторых классиков, тех, кого не успела прочитать летом до ее уроков.
ИМХО, не стоит сравнивать предметные уроки и преподавание ОПК. Если у ребенка неприятие вызовет физика или математика, то это еще полбеды, а вот если, благодаря плохому преподаванию, разовьется отвращение к православию...
У меня была ужасная учительница по литературе: мало того, что предмет преподавала скучно, так еще и тяжелая истеричка была, кричала на нас, могла ударить. Но те, кто любил читать - не разлюбил, и отвращения к литературе это не вызвало. Причем здесь Пушкин, если Лариса Ивановна психопат? И снова повторю свой вопрос: что надо уроки литературы отменить, если учитель плохой? Да у нас большую часть предметов преподают неинтересно! Может, вообще в школу не ходить?
Вот-вот. Те, кто уже любил читать.
А остальные? Им прививалась любовь к чтению подобными уроками?
И потом, дети все воспринимаю очень чутко, это мы, взрослые тетки, можем авторитетно заявлять, что педагог и предмет - две разные вещи, но стоит посмотреть на реакцию школьника на урок любимого учителя, и не любимого. И степень любви к материалу и усвоения
Я не спорю, что было бы хорошо, если бы все учителя были талантливыми рассказчиками, чуткими педагогами. Но если таковых почти нет, что делать? Не водить детей в школу? Ведь они могут и историю возненавидеть, и биологию, и музыку, и рисование, и геометрию и т.д. и т.п. Уверена, что если бы детям разрешили не ходить в школу, они бы с удовольствием не ходили, а целыми днями играли и гуляли. И даже не потому, что некоторые учителя им не нравятся, а потому, что занятия требуют напряжения, сил, труда, упорства, ответственности. А Вы много встречали детей, любящих делать уроки? Вспомните детскую книжку "Страна непослушания"
Согласна с NEZP. На собственном опыте убедилась, что можно привить отвращение к литературе, даже если человек любит читать. Благодаря школьной учительнице литературы и ее "отличному" преподаванию сего предмета до сих пор не могу заставить себя прочитать некоторых классиков, тех, кого не успела прочитать летом до ее уроков.
ИМХО, не стоит сравнивать предметные уроки и преподавание ОПК. Если у ребенка неприятие вызовет физика или математика, то это еще полбеды, а вот если, благодаря плохому преподаванию, разовьется отвращение к православию...
Знаете, у многих детей сейчас не отвращение к Православию, а полное незнание или насмешка "О, че-то там попы крестятся и поют заунывно". У меня есть знакомый батюшка, который служит в Подмосковье и иногда, когда просит администрация некоторых школ, проводит беседы со старшеклассниками. Он шокирован тем, что многие дети не знают, кто такой Христос, кто такие Иосиф и Мария, апостолы и т.д. А если и слышали, то что-то смутное. Возможно через годы у некоторых из этих детей и возникнет интерес к религии, да только не попадут ли они по своей неопытности и незнанию в секту, как многие наши соотечественники в девяностые годы?
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Основы Православной культуры в школе
Gala писал(а) Срд, 26 Декабрь 2007 22:15
Согласна с NEZP. На собственном опыте убедилась, что можно привить отвращение к литературе, даже если человек любит читать. Благодаря школьной учительнице литературы и ее "отличному" преподаванию сего предмета до сих пор не могу заставить себя прочитать некоторых классиков, тех, кого не успела прочитать летом до ее уроков.
ИМХО, не стоит сравнивать предметные уроки и преподавание ОПК. Если у ребенка неприятие вызовет физика или математика, то это еще полбеды, а вот если, благодаря плохому преподаванию, разовьется отвращение к православию...
Расскажу пример из жизни. У моей троюродной сестры в школу ввели предмет ОПК, но преподавательница оказалась очень злая женьщина. Моя сестра постоянно рассказывала что она не только орала истерично на детей, но рукоприкладством занималась. Об этом узнал директор и уволил эту "учительницу" со словами: "пусть православные сначала нормально вести себя научатся, а патом мы их к детям подпускать начнем". Моя сестра раньше изредко храм посещала, сама по собственной инициативе, без мамы и папы, а теперь вот сильно обожглась и ходить не хочет.
завет Дамблдора: "Счастье можно найти и в тёмные времена, если не забывать обращаться к свету".
Понимаете, чисто логически есть два варианта развития ситуации
1 Введение ОПК.Дети получают информацию,которая либо отвращает их от православия,либо привлекает к православию,либо оставляет равнодушными .О процентном соотношении спорить не буду,не знаю.
НО! Информация получена.
2 ОПК не вводится.Соответственно,большинство детей информацию не получают,или им мозги забивает СМИ с соответствующим результатом.
например ,в нашей заочной школе для заключенных практически первое,что они изучают( и пишут проверочную работу) это 10 заповедей.Многие с удивлением отмечают,что только там они узнали о их существовании.Может,лучше бы пораньше? И для них, и для нас.
Да,вопрос преподавателей и учебников остается насущным.Я считаю,что Церковь все интеллектуальные силы должна привлечь к созданию учебника,очень серьезно готовить учителей для ОПК,периодически устраивая им переподготовку.
И еще очень важный момент.Как я понимаю,практически все присутствующие здесь дамы проживают в больших городах,образованы, с достаточным культурным багажом,опять же интернетом пользуются.А какова ситуация в провинции,маленьких городках,селах? Вот очень хорошая статья,рекомендую http://www.lgz.ru/article/id=2648&top=26&ui=11955028 22718&r=757
RE NEZP "Вести с полей"
Ну...Если этот курс предполагает добровольный выбор "основ православия" и обязательный курс этики для всех остальных, то это уже другое дело.
Проблема "что это будет" вроде бы решена. Остается проблема "кто этим будет заниматься", т.е. проблема учителей. Не знаю, как в других местах, но в нашей школе против МХК начальство бубнит, можно было бы, враз бы отменили, хотя в основном дети с удовольствием эти уроки посещают. А вот православия все боятся как... кто-то ладана. Можно в школу ламу пригласить или шамана или представителя "маркетинговой секты", "целителя", но батюшку - ни-ни, это же религия будет!И есть опасения, что доверят преподавать этот предмет эзотерикам каким-нибудь. Это же "высокодуховные" люди! Так что начинать надо, наверное, с просвещения учителей, с объяснения им основ православия, чтобы преодолеть страх и пренебрежение.
И школ у нас 10 только в городе, да 11 в районе, а батюшка - один на несколько таких районов.
На мой взгляд есть и другие способы вызвать у детей интерес к Православию. Никто не должен навязывать знания о религии. Только общий курс для общего развития.
Вы видели где-нибудь в метро или на рекламных плакатах на улице рекламу православных мероприятий? Только Пасхальный фестиваль, что-то Рождественское и если мощи привозят. Почему нигде нет рекламы о занятиях в Воскресных школах, о занятиях для мальчиков в Даниловском монастыре, о летнем православном лагере на озерах (о. Дмитрия Смирнова). Не висят рекламы о ближайших паломнический поездках, спортивных играх православных школ. Вообще нигде не рекламируются детские дошкольные учебные заведения. В специальных изданиях в церкви Вы это конечно найдете, и на сайтах есть. Но мне было бы удобно прочесть в метро рекламный плакат, что состоится то-то и то-то. Почему пылесосы рекламируют, а это нет? Из большой скромности что ли?
Мой сын учиться в Православной гимназии и я знаю как много православных детских мероприятий проводится в Москве. Может надо с этого начинать, а не втюхивать детям на низком преподавательском уровне с помощью плохих учителей то, что отвечает за организации души человека?
RE NEZP "Вести с полей"
Ну...Если этот курс предполагает добровольный выбор "основ православия" и обязательный курс этики для всех остальных, то это уже другое дело.
Проблема "что это будет" вроде бы решена. Остается проблема "кто этим будет заниматься", т.е. проблема учителей. Не знаю, как в других местах, но в нашей школе против МХК начальство бубнит, можно было бы, враз бы отменили, хотя в основном дети с удовольствием эти уроки посещают. А вот православия все боятся как... кто-то ладана. Можно в школу ламу пригласить или шамана или представителя "маркетинговой секты", "целителя", но батюшку - ни-ни, это же религия будет!И есть опасения, что доверят преподавать этот предмет эзотерикам каким-нибудь. Это же "высокодуховные" люди! Так что начинать надо, наверное, с просвещения учителей, с объяснения им основ православия, чтобы преодолеть страх и пренебрежение.
И школ у нас 10 только в городе, да 11 в районе, а батюшка - один на несколько таких районов.
В моей первой школе, до того, как к нам пришел директор, пригласивший о.Артемия, была другая директриса, которая для того, чтобы мы подтянули свой английский, пригласила к нам преподавать американских...сектантов. Честно говоря, мне было тогда 11 лет, и я не знаю, что это была за секта, но помню, как на уроках они постоянно твердили о Боге, о карме (там была какая-то смесь христианства, буддизма, оккультизма и.т.п). Мы их правда не очень-то слушали, хулиганили на уроках, а один из них встал на колени перед нами, сложил руки и стал произносить по-русски все слова, которые знал: "Стол, девочка, цветок, доска, Бог..." - это он так нас учил молиться. Мы умирали со смеху. Да только потом, когда через 2 года эти сектанты уехали, с ними отбыли две девочки из нашего класса - мы даже не заметили, как они втянулись! А их родители были только рады - в Америку поедут!
Но если многие против введения ОПК во всех школах как факультатива, то ведь можно сделать 1 школу, допустим, на 20, где ОПК будет введен. Тогда у родителей будет выбор, где учиться его ребенку.
Конечно, в таком деле торопиться нельзя, нужно многое продумать, это занимает время, но отказываться я тоже, думаю, не надо.
Ведь сущестуют,допустим, спецшколы с усиленным изучением иностранных языков, или математическая или спортивная.
Почему наряду с ними не может быть школы с изучением русского языка и русской духовной культуры? Я бы своих детей отдала именно в такую школу, потому что для меня важно, что в программе этой школы есть христианская составляющая… , а не празднование "Хеллоуина"
Другое дело, нет тщательной подготовки учителей, нет основательно и грамотно продуманной программы. Все это должно взять на себя государство, если оно считает, что такой предмет нужен в школе. И эти вопросы должны решаться в диалоге с Церковью .ИМХО
И еще очень важный момент.Как я понимаю,практически все присутствующие здесь дамы проживают в больших городах,образованы, с достаточным культурным багажом,опять же интернетом пользуются.А какова ситуация в провинции,маленьких городках,селах? Вот очень хорошая статья,рекомендую http://www.lgz.ru/article/id=2648&top=26&ui=11955028 22718&r=757
Ольга, спасибо, прочтала эту статью. Удручает состояние наших малых городов, что и говорить. Моя родная Костромская область...там все точно также...До сих пор ни на одной улице в городе (Мантурово, Районный центр), кроме центральной, нет фонарей. Отключено эл-во неск. лет назад за долги. Кругом такая разруха, серость, нищета и пьянство, что диву даешься. А ведь раньше был прекрасный городок, весь деревянный, деревянные мосточки, лесенки, детские площадки... сейчас все сгнило, кругом размытая глина...
Было 4 завода, 3 лесозаготовочных комбината...сейчас все разрушено, взрослые и дети, женщины спиваются.
Но ведь остались и те, кто не хочет опускаться, рожают детей, как-то карабкаются по жизни. Ехать оттуда им некуда. Вокруг них так все уныло и серо, Ну почему для них и их детей, например, не сделать что-то полезное в школе, не показать им, введя этот предмет ОПК, что можно жить и по-другому? Осталась только 1 школа в городе, но зато она хоть что-то даст этим детям в плане духовности?