Re: Как поститься? Может быть, лучше меньше - да лучше?
КнОльга писал(а) Чтв, 24 Январь 2008 23:45
Возможно, как тут уже писали, их нужно соблюдать просто ради Бога. Для меня тоже не проблема от мяса отказатся, я и так его практически не ем. А вот с мыслями то дрянными как справится?...
"мои мысли -моииииии скакуны"-когда то пробовала пожить по христиански-целый день,хватло часа на два(на самом деле и пяти минут не было)-мысли дрянные - и откуда они беруться ?
Зато раньше скучала,нудилась а теперь -раьоты над собой -непочатый край-не соскучишься!
Re: Как поститься? Может быть, лучше меньше - да лучше?
Чему радоваться во время поста? Наверное, радуешься и тому еще, что в брани духовной ты не одинок, это время и определено для всех. Надежде на исцеление радуешься. Видели, как детки любят забираться на горы? Это же трудно, тяжело, ноги в траве путаются, страшно - камень вниз покатился, нога соскользнула. Пыхтит, но ведь лезет и радуется этому, а уж когда на вершину залезет, то радуется победе не над кем-то, не над горой, а над собой. И ничего, что горка - совем маленькая, что взрослые легко и не замечая ее преодолевают, радости ничуть не меньше.
Как я провожу время поста? Грешу по всем пунктам. А кто из вас скажет иначе?
ИМХО, обсуждение личного опыта соблюдения поста - занятие довольно-таки бессмысленное. Не станет ли соблазном для других мое мнение о том, что я вот пост не соблюдаю или соблюдаю "наполовину" - "и ничего мне за это не бывает" (так дети говорят). Или противоположное: положено - значит обязан соблюдать, а все остальное - жалкие оправдания; как это можно, не соблюдать, ужас какой! ( а так говорят "бабушки")
Мера поста - своя у каждого. И лучше поститься, если не тайно, то хотя бы не на виду у "широкой общественности", не давая повода для осуждения или не осуждая других. А "меру греха" в нарушении поста - это к батюшке, на исповедь.
Re: Как поститься? Может быть, лучше меньше - да лучше?
Сибирочка писал(а) Птн, 25 Январь 2008 01:35
Мера поста - своя у каждого. И лучше поститься, если не тайно, то хотя бы не на виду у "широкой общественности", не давая повода для осуждения или не осуждая других. А "меру греха" в нарушении поста - это к батюшке, на исповедь.
Re: Как поститься? Может быть, лучше меньше - да лучше?
Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров.
Цитата:
«Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к сохранению здоровья и процветанию его»,
–
писал и святитель Феофан Затворник.
Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Тот же святитель Феофан называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».
Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост – это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле – наша малая жертва Богу.
А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему – пост? Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.
Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что
Цитата:
«молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий».
Для такой покаянной молитвы пост – самое благодатное время.
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит:
Цитата:
«Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души».
Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой.
Пост есть насилие естества,отвержения всего,что услаждает вкус,погашение телесного разжжения,истребление лукавых помышлений,освобождение от скверных сновидений,чистота молитвы,светило души,хранение ума,истребление сердечной бесчувственности,дверь умиления,воздыхание смиренное,радостное сокрушение,удержание многословия,причина безмолвия,страж послушания,облегчение сна,здравие тела,виновник бесстрастия,разрешение грехов,врата рая и небесное наслаждение. Иоанн Лествичник.
Вот!
А если частый пост становится чем-то вроде бытовой благочестивой привычки, то, боюсь, такое его восприятие прекращается, а остаётся только "диета".
Пост есть насилие естества,отвержения всего,что услаждает вкус,погашение телесного разжжения,истребление лукавых помышлений,освобождение от скверных сновидений,чистота молитвы,светило души,хранение ума,истребление сердечной бесчувственности,дверь умиления,воздыхание смиренное,радостное сокрушение,удержание многословия,причина безмолвия,страж послушания,облегчение сна,здравие тела,виновник бесстрастия,разрешение грехов,врата рая и небесное наслаждение. Иоанн Лествичник.
Вот!
А если частый пост становится чем-то вроде бытовой благочестивой привычки, то, боюсь, такое его восприятие прекращается, а остаётся только "диета".
14.Одно воздержание прилично неповинным,а другое-повинным и кающимся.
Для первых движение похотив теле бывает знаком к восприятию особенного воздержания;
а последние в нем пребывают даже до смерти;и до самой кончины не дают своему телу утешения,но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума;
а последние душвным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога.
не тут ли говорится о диете в первом воздержании???
Пост есть насилие естества,отвержения всего,что услаждает вкус,погашение телесного разжжения,истребление лукавых помышлений,освобождение от скверных сновидений,чистота молитвы,светило души,хранение ума,истребление сердечной бесчувственности,дверь умиления,воздыхание смиренное,радостное сокрушение,удержание многословия,причина безмолвия,страж послушания,облегчение сна,здравие тела,виновник бесстрастия,разрешение грехов,врата рая и небесное наслаждение. Иоанн Лествичник.
Вот!
А если частый пост становится чем-то вроде бытовой благочестивой привычки, то, боюсь, такое его восприятие прекращается, а остаётся только "диета".
14.Одно воздержание прилично неповинным,а другое-повинным и кающимся.
Для первых движение похотив теле бывает знаком к восприятию особенного воздержания;
а последние в нем пребывают даже до смерти;и до самой кончины не дают своему телу утешения,но борются с ним без примирения. Первые хотят сохранять всегда благоустройство ума;
а последние душвным сетованием и истаяванием умилостивляют Бога.
не тут ли говорится о диете в первом воздержании???
По-моему, это и есть то, что Вы назвали "первым воздержанием".
Я Бога постом не умилостивляю.
Я писАла "о диете" в том смысле, что когда пост становится привычкой, то его истинный смысл для человека пропадает, т.к. пропадает его осмысление. Такой пост и становится механической "диетой". Вот и всё, собственно, что я хотела сказать.