Политика страуса — не самая лучшая политика. И доказывать, что в наших приходах все хорошо и замечательно, тоже не выход. Если существуют проблемы, о них надо говорить, а не прятать голову в песок и утверждать, что все священство как на подбор ангелы с крылышками, а шипящих бабок с именно обрядами, а не верой просто не существует. Другой вопрос можем ли мы что-то изменить? Василий молодец, хотя бы потому, что ставит проблему, и я думаю, пытается своими силами хоть как-то ее решать. А мы все привыкли молчать и делать вид, что ничего не происходит.
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня
Я в позапрошлой теме говорила - елки - ну не умею я сама начинать. Ну нет батюшки хорошего рядом - давайте какой-нибудь проект нужный себе и людям начнем вместе (только действительно нужный и толковый) - думающий народ должен РАБОТАТЬ на благо церкви, а не только думать, и уж тем более не умиляться нашим бардаком.
Церковь свята. Конечно, в ней присутствуют отдельные представители - "немощные члены", но это не означает, что в самой Церкви должно что-то менять.
В Церкви как метафизическом Теле Христове - нет. Это означает, что никто здесь не собирается вносить поправки в догматику и иже с ней. Ни сокращать службы, ни перекраивать каноны, никто на это не покушается.
В Церкви земной, где не ведется работы ни с прихожанами, ни "за церковной оградой" - ИМХО, необходимо. Очищать от суеверий, оккультизма, отношения к Церкви как к набору магических ритуалов, смешения политики и религии.
Господь говорил, что возлюбить Его надо не только сердцем, но и разумением, и это - в наибольшей заповеди!
И что страшного в том, что православные открыто обсуждают проблемы, происходящие у них? Неужели трудно поверить, что все это можно делать с болью о происходящем, а не осуждением, в котором Вы так настойчиво пытаетесь обвинить?
Неужели гораздо лучше и честнее, на все справедливые упреки со стороны нецерковных людей, делать вид, что у нас все впорядке, а у них - расшалившаяся фантазия, бесы, и подсознательная ненависть к христианству?
Нужных проектов полно,присоединяйтесь !
Про сайт http://www.miloserdie.ru/-слышали ? Там и форум есть.Хочешь быть добровольцем,помогать людям-спроси их,как !
Если вы хотите принести пользу церкви именно своим интеллектуальным потенциалом-так это тоже ,думаю,не проблема.Уж сколько критиковали,и справедливо,те же книжки для новоначальных ! Напишите свою-ну для начала статью,предложите на православный сайт.А там как уж Бог даст.Предложите свои идеи для воскресной школы-поле практически непаханное! Мой духовник придумал школу для юношей(начиная с подросткового возраста) изучают св.писание,русскую и церковную историю, изготавливают историческое оружие и доспехи, рукопашный бой-само собой,потом на свежем воздухе это всё сводят вместе-аж дух захватывает ! (не все ж толкиенистам в Нескучном саду народ пугать !) Летом ходят в походы.Мальчишки пищат от восторга.
Один верующий потащил неверующего друга за компанию.Отец его сильно сопротивлялся-да чего тебе время терять,да чему эти попы тебя научат-но это было первый год.На второй год сам начал сына водить.Молча.Ау,отцы -иезуиты,держащие негласное первенство в школьном образовании ! Не хотят пускать в школу ОПК-не надо.Надо организовывать ВШ таким образом, чтобы все неглупые,честные,патриотичные люди видели,что мы можем дать альтернативу образованию,пусть не школьному ( пока), но дополнительному. Дело то, в общем , за нами.
Необьятную тему православных братств может,поднять в другой ветке ? Что это было бы неплохо возродить-да кое-где возрождается,но в основном уж очень в маргинально-политизированном виде.
2. О реальной неадекватности церковной проповеди и богослужения.
Нужно признать, что она крайне неудачно отвечает на реалии времени.
Наше общество постсоветское.
Те, кому больше 30-ти (условно) - воспитанники советского мировоззрения и носители советского образа жизни.
Они как бы надели поверх своей природы церковную одежду.
Те, кому до 30-ти - "Поколение пепси".
Как-то один знакомый алтарник, который ходит в "молодежку" в одном из храмов, указал на важный факт.
Сейчас такое время, когда появился целый пласт православных (!) детей и молодежи, в жизнь которых теснейшим образом вплетено то,
что никак не вписывается в церковные рамки.
Это и телевидение и видео (вплоть до эротики); и компьютерные игры (вплоть до явно оккультно-ориентированных); и свободные половые отношения;
и современная музыка (вплоть до жесточайших сатанинских групп); и современные научно-фантастические воззрения (начиная от действительно
научного эволюционизма и заканчивая идеями инопланетных цивилизаций); и современными философско-религиозными мудрованиями (вплоть до эзотерики).
Все это замешано на современной плоской тупой поп-культуре, мало связанной с тем, что именуют европейской и русской культурами.
Эти ребята и девчата не могут отказаться от всего сразу, и их низкий культурный уровень не позволяет им без наисерьезнейшей подготовки
прилагать Евангелие к своей настоящей жизни, понять высокое богословие (или хотя бы вникнуть в термины "ипостась", "природа" и т.п.),
осознать историю Церкви, понять (не говоря уже о том чтобы органично встроить в жизнь) богослужение и т.д.
На самом деле для них мы не предлагаем почти ничего удобоваримого, подходящего для "переплавки" подобного человека в настоящего деятельного
в любви и жизни христианина, в результате получается какой-то жуткий суррогат личности, не имеющей никакой цельности и порой не находящий
твердую церковную почву в сложных жизненных ситуациях.
Я думаю, что и выходцы из совка (включая меня) и "поколение П" - нравственно и религиозно недоразвиты, благодаря советскому безбожному и
античеловеческому прошлому и современной секулярной культуре потребления, продолжающей советские традиции (кто бы и что бы там про совок
не говорил).
Мне вспоминается очень хороший и честный парень, с которым мы как-то разговорились.
Он сказал, что верит во Христа и регулярно ходит в храм.
Он православный.
При этом он сожительствует с девушкой, которую любит.
Из-за этого он не может позволить себе причащаться.
К тому времени он решил менять свою жизнь.
Но ведь долгое время он созревал, шел к принятию этого решения.
А как быть тем людям, о которых я написал выше?
Как мы можем помочь им измениться, отказаться от греховного, одновременно не изменяя себе, своим нормальным человеческим проявлениям
и современному устройству жизни?
Можем ли мы предложить людям воспринять церковную традицию, в той форме которая поможет им деятельно проявить и осознать себя христианами?
из статьи С.Г. Речкунова "Церковь земная. Мать? Мачеха?..."
Географическое положение: Санкт-Петербу...
Пол: Женский
Re: Главные проблемы нашей Церкви сегодня
Видимо придется залезть в учебники((((, ну ладно я сейчас безработная, времени много.
Но я, действительно, читала, и не на этом форуме (он все таки не истинав последней инстанции), а на мой взгляд, на тот момент, в книге вполне заслуживающей доверия. Естественно, автора я не помню, но был историк....
Это значит я столько лет жила в таком заблуждении.... мда... куда катится мир...
Да юбка точно не поможет, особенно Вам . Радонеж тоже, но кому-то же нравиться.
2. О реальной неадекватности церковной проповеди и богослужения.
/продолжение/
На этой мысли я бы хотел остановиться подробнее.
Сейчас никто не будет спорить, что наше богослужение архаично, что органичным оно было где-то в 7- 9 (ну пусть в 15-16) веках.
Кому-то эта архаичность даже нравится, и в свое время помогла придти к Богу.
Но задумаемся - на нашем богослужении были все, однако уловило оно в Церковь несколько процентов из них.
Так вот, 2% людей, привлеченных из мира в наши храмы архаичным богослужением - не слишком ли малая (на мой личный взгляд - БОЛЬШАЯ!!!) плата за то,
чтобы ничего не менять в его архаичности?
Мне видится здесь только один путь - плюрализм богослужебных форм.
Католики не боятся служить по православному обряду, разные протестанты (в частности, лютеране) тоже многое заимствуют из нашего богослужения,
одни только мы остаемся на кондово-несгибаемых позициях.
Причем уверен, что эта моя, в общем-то простая и лежащая на поверхности идея, многих повергнет в непонимание и шок.
Как так - служить по католически, по протестанстски, по новому, по старому?
А я считаю, что только так и можно.
Кто хочет - пожалуйста - вот тебе архаичное богослужение 7 века, не нравится - пожалуйста 11 век, не подходит - 15 век, тоже "что-то не то" - 18 век,
не подходит - вот тебе богослужение 21 века на русском языке, мешают иконы - пожалуйста - вот тебе убранство базилики 2 века, нравится органная музыка Баха - пожалуйста, в таком то храме проводятся службы на лютеранский манер, ближе католический хорал и римская месса - нет вопросов, все это у нас есть.
Обряд для нас не главное, главное суть.
Да, написал, и подумал - нет, не пройдет такое у нас!
Но, к сожалению, докажет это только одно, что наше православие - это религия обряда, убери его - и непонятно чем мы от других отличаемся...
"То бишь" мы от старообрядцев на самом деле далеко не ушли.
И кстати, их обряд мы терпим, а ничего другого нет.
Между прочим, я уверен, что - воплоти мы такую идею в жизнь, и огромная масса народа из протестантов вернется к нам.
Будут не только единоверцы-старообрядцы, но и единоверцы-католики, единоверцы-лютеране.
В общем, "единство в главном, свобода во второстепенном, и во всем - любовь", и пока мы к этому не вернемся – у нас будет те самые 2 %,
ибо остальным мы путь в Церковь будем закрывать неподходящим для них обрядом...
(Вернувшись из моих мечтаний в реальность мы увидим, что даже в том, что в чем состоит суть миссионерства архаичного богослужения
(возвышенном пении и чтении, "истовом" служении и проповеди священника) мы наблюдаем сейчас упадок и замену на посредственность в личных качествах,
примитивность и скомканность в служении, непрофессионализм и караул в пении, чтении, хождении.
Мы теряем даже красоту и пленительность древности и архаичности...)
Поведенческие и обрядовые идеалы прошлого, в том числе и аскетические и семейные и канонические и богослужебные, - это идеалы архаичных обществ
с монархическим устройством и очень низким культурным и социальным уровнем развития подавляющего большинства жителей Империй.
Соотнесенность этих идеалов с реальностью - крайне редкое явление наших дней.
Я далек от того, чтобы на основании сказанного призывать все разрушить и построить "православный баптизм".
Речь не об этом.
Прошу меня в этом не обвинять.
Итак, воцерковляющаяся аудитория прекрасно понимает, что большая часть традиции не для них составлялась и не для них существует.
Эти люди готовы откликнуться на евангельскую нравственность и на евангельскую веру, но не готовы и не желают принять те формы, в которые Евангелие
обличено в Православной Церкви.
Есть, правда, много людей, готовых принять "формы православия" (чем более языческие, тем лучше) и не готовых принять Евангелие.
О последнем свидетельствует чудовищный языческо-коммерческий культ блаженной Матроны.
из статьи С.Г. Речкунова "Церковь земная. Мать? Мачеха?..."
Здесь я с Василем согласен. Конечно революция свершилась не случайно. Креститься, ещё не значит быть христианином. Всё зависит от мировоззрения народа. Социальная катастрофа стала следствием духовной. И посеяна была ещё реформами Петра1. Петр1 отменит патриаршество, запрещал крестные ходы и т.д. А при Екатерине Великой аристократия носила в карманах томики Вальтера как Библию. Для несведущих напомню, Вальтер один из основоположников атеизма. Екатерина вела с ним переписку и только после революции во Франции запретила его в России. Но было поздно. Рыба с головы гниет. Почитайте С. Нилуса, в его кругах было не модно верить в Бога. В 19 веке священникам запрещалось говорить проповеди, если они не подписанны епископом. Можно ссылаться на неграмотность, но факт есть факт, - должной проповеди в народе не было. И исправлять очень многое нужно, но прежде всего в себе. Вспомните слова отца Александра (Царство ему небесное): настоящие революционеры в этом мире - это святые!
То есть революцию с себя начинать надо. Спасись сам, и спасутя тысячи вокруг тебя. Ещё святитель Василий Великий отвечает в письме другу: ты спрашиваешь каково состояние Церкви? Как и моего тела, -нет ни одного здорового места. А люди спасались, и продолжают спасаться. Слава Богу!
Видимо придется залезть в учебники((((, ну ладно я сейчас безработная, времени много.
Весьма рекомендую С.М.Соловьёва.
Татуля писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 01:09
Но я, действительно, читала, и не на этом форуме (он все таки не истинав последней инстанции), а на мой взгляд, на тот момент, в книге вполне заслуживающей доверия. Естественно, автора я не помню, но был историк....
Дорогая Татуля!
Позволю себе процитировать один крайне известный афоризм, который, как мне кажется, весьма хорошо подходит к данному случаю: - Если на заборе написано - ..., а там дырка, то не верь глазам своим.
Татуля писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 01:09
Это значит я столько лет жила в таком заблуждении.... мда... куда катится мир...
Приятно, что есть люди, которые обладают здоровым чувством юмора.
Татуля писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 01:09
Да юбка точно не поможет, особенно Вам.
Как знать...как знать...
Павел чтобы стать богатым
Стал стихи писать канатом
И помог ему канат!
Павел сделался богат...(с) Н.Алейников.
А вдруг - модером соделают?!!
Татуля писал(а) Пнд, 17 Декабрь 2007 01:09
Радонеж тоже, но кому-то же нравиться.
Нда...
Нравится - не нравится
Спи моя красавица...
Точнее святитель Василий Великий отвечал: ...болеет, и нет надежды на выздоровление.
Но есть принципиальное отличие нашей Церкви от других религий. Всё лучшее наши предки делали во имя веры. Например освобождали отечество и Европу от нашествия Наполеона. Народ называл его антихристом (к стати Петра1 тоже называли антихристом). А католики например во имя веры творили самые страшные дела: крестовые походы (в Греции уживались монастыри с монахами); генацид на Американском континенте; ворфаламеевская ночь во Франции. Это лишь малая часть примеров.
2. О реальной неадекватности церковной проповеди и богослужения.
/продолжение/
Человек в современном обществе занимает совершенно иное место, чем прежде в архаичных обществах.
Чтобы остаться человеком и тем более христианином, вопреки секулярному миру, от человека требуется личная ответственность, личное принятие решений.
Многие люди стремятся к свободе от тирании мира, а наша Церковь в лице батюшек и в виде "незыблемой традиции" предлагает им не евангельскую свободу,
а рабство той самой архаичной традиции и рабство духовникам.
Самое страшное, что людей втягивают в рабство не только традиции культурной, но и традиции отношений.
В Церкви до сих пор реализуется и пропагандируется совершенно тупиковый путь надменных гуруистических отношений.
Из братства и семейности крошечных древних общин со временем выветрилось человеколюбие.
Когда-то Церковь свои христианские общины - царство Божье на земле - царство любви, свободы и единства - противопоставила языческим
архаичным культам с профанами-людьми-потребителями и жрецами-гуру.
Однако в истории произошла странная подмена общинности культом.
Архаичная форма (культ) подменила церковные общины.
Общинная суть богослужений, в частности, получила культовое обрамление, в котором народ Божий не более чем стадо овец.
Так это богослужение и воспринимается сейчас - как удовлетворение религиозных потребностей.
Для архаичного общества - это было нормально.
Грамотность людей стремилась к нулю, о социальных свободах и речи не было.
Только в книгах остались утверждения, что народ участвует в богослужении.
Нет этого сейчас.
Он приходит потреблять то, что предлагает ему высшая "каста" - "каста" священства.
Интересы народа учитываются только в одной области - потребительско-коммерческой.
То есть что народ готов купить, то ему и продают, вплоть до земли с могил.
Если народ стремится что-то узнать о Церкви, о богослужении, о церковной традиции, то, по сути, он слышит один ответ: отключи мозги.
А как еще воспринимать отказ от любых (!!) изменений "застывших" аж с 17 века форм богослужения?
Отказ от русификации?
Как объяснить наличие множества мифов и откровенного вранья, наличие кощунственной коммерции?
"Православные-ру" борются с обновленчеством и ересями 21 века, но никто ни разу не критиковал страшную коммерцию, поглотившую Церковь.
из статьи С.Г. Речкунова "Церковь земная. Мать? Мачеха?..."