Сижу сейчас, обалдевшая от того, что только что узнала от NEZP, и думаю, что гораздо бы я чаще подходила к чаше с причастием, если перед ней не необходима была бы формальная исповедь...И в храм чаще бы ходила, хотя бы ради причастия...
Ань, правда?
Ух ты! Классно!
А у нас перед чашей так прямо и говорят: "К чаше подходят только те, которые были вчера вечером на исповеди у отца.... или сегодня у отца...!
Как же дерзнуть ослушаться?!
Меня-то это, положим, впрямую не касается, я редко хожу и к исповеди, и к причастию. Так что у меня всё совпадает без противоречий.
Но в принципе-то это важно! И подружка о формальности именно той исповеди говорила, когда исповедь подневольная, ей лично не необходимая, но священником ей вменённая как обязательная часть таинства причастия!
Так что же ей посоветовать?
Вообще, это как раз вопрос, который следует обсуждать с духовником - человеком, который знает духовное состояние Вашей подруги лучше сторонних советчиков.
Если духовника нет - я бы посоветовала сменить приход, например. Я слабо представляю себе подневольную исповедь, и мне что-то страшное мерещится - как можно совершать таинство покаяния с человеком, на покаяние не настроенным?
В приходах о. Димитрия Смирнова чуть другая практика, может быть, стОит сходить туда и посоветоваться с о. Димитрием
Ой, первый раз слышу, что причащаться можно без исповеди. У нас в Храме так, по-моему, благословляют причащать только людей, которые просто не в состоянии исповедоваться (больных душевным недугом или есть бабулечка после очень тяжелого инсульта), а так все идут предварительно к аналою на исповедь. Хотя я наверняка не знаю, может быть есть и отдельные ситуации, в монастырях например, у монахов вроде бы есть практика ежедневного приобщения Таин. Хотя, если уж положа руку на сердце, то наверное всегда есть в чем покаяться, особенно, если человек очень внимателен к себе. А уж если причащаться не каждый день, а раз в месяц, то тут вообще без исповеди никак. Но это мое мнение.
Ань, правда?
Ух ты! Классно!
А у нас перед чашей так прямо и говорят: "К чаше подходят только те, которые были вчера вечером на исповеди у отца.... или сегодня у отца...!
Как же дерзнуть ослушаться?!
Меня-то это, положим, впрямую не касается, я редко хожу и к исповеди, и к причастию. Так что у меня всё совпадает без противоречий.
Но в принципе-то это важно! И подружка о формальности именно той исповеди говорила, когда исповедь подневольная, ей лично не необходимая, но священником ей вменённая как обязательная часть таинства причастия!
Так что же ей посоветовать?
Вообще, это как раз вопрос, который следует обсуждать с духовником - человеком, который знает духовное состояние Вашей подруги лучше сторонних советчиков.
Если духовника нет - я бы посоветовала сменить приход, например. Я слабо представляю себе подневольную исповедь, и мне что-то страшное мерещится - как можно совершать таинство покаяния с человеком, на покаяние не настроенным?
В приходах о. Димитрия Смирнова чуть другая практика, может быть, стОит сходить туда и посоветоваться с о. Димитрием
Ну далеко-то часто не наездишься, она "безлошадная", и вообще квёлая вся.
Ходит в ближайший к дому приход.
Там у них, вообще, не очень... Вместо службы - косноязычная бубнёжка, проповеди со "страшилками" из хроники происшествий.
Просто, если, и вправду, не надо каждый раз исповедоваться перед причастием, то, может, и не париться на эту тему?
Исповедоваться, имея искреннюю потребность в исповедании действительно сознаваемых грехов, а причащаться с радостным сердцем при каждой возможности?
И не обращать внимания на личное мнение священника по этим вопросам? Взять на свою совесть?
Тока как бы не того... Не согрешить бы с такими советами...Вдруг, мы не правы?
(Да мне и лично теперь всё это стало важно. Хотелось бы и для "своих нужд" быть на 100% уверенной... )
Читаю тут ваши посты и недоумеваю. Наверное,я какая-то неправильная,что поисповедавшись с вечера,иногда чувствую необходимость пойти на исповедь с утра перед самой Чашей.Ведь за вечер успеваешь что-нибудь сделать противоречащее христианскому учению,а вы говорите,зачем нужна частая исповедь?Чувство покаяния должно ,в идеале,сопутсвовать христианину.Каждый раз подходя к исповеди,находятся грехи,которые были забыты когда-то,по прошествии многих лет.А если человеку не в чем каятся,значит или он в прелести ,или плохо проводит самоанализ себя и своей совести,а значит подходит без должного приготовления к Чаше.А смысл тогда такого Причащения?Я так понимаю,что если нет покаянного чувства,то уже есть в чем покаятся священнику.Так и называть этот грех:"Нет покаянного чувства,но очень хочется исправиться".
Читаю тут ваши посты и недоумеваю. Наверное,я какая-то неправильная,что поисповедавшись с вечера,иногда чувствую необходимость пойти на исповедь с утра перед самой Чашей.Ведь за вечер успеваешь что-нибудь сделать противоречащее христианскому учению,а вы говорите,зачем нужна частая исповедь?Чувство покаяния должно ,в идеале,сопутсвовать христианину.Каждый раз подходя к исповеди,находятся грехи,которые были забыты когда-то,по прошествии многих лет.А если человеку не в чем каятся,значит или он в прелести ,или плохо проводит самоанализ себя и своей совести,а значит подходит без должного приготовления к Чаше.А смысл тогда такого Причащения?Я так понимаю,что если нет покаянного чувства,то уже есть в чем покаятся священнику.Так и называть этот грех:"Нет покаянного чувства,но очень хочется исправиться".
Свет, ну чего, не ходивши на улицу, повторно чистить сапоги?
Ну и люди все разные!
Я, например, когда к исповеди в Великий пост иду, неделю читаю подобающие книжки, ночами не сплю, с бумажкой и ручкой хожу, чтобы по старческому склерозу, какой самый малый грешок не упустить. Думаю, в какие слова наиболее щепетильные грехи облечь...
Если я с кем по живости характера не поругаюсь в ближайшие после исповеди дни, то, чаще всего Пасхальное причастие могла бы принять практически невозбранно (всё-таки в пост-то себя стараешься вести посмирнее). Но вот идти к исповеди, чтобы сказать: "Батюшка, тем грешна, что не успела нагрешить с прошлой исповеди...А больше никаких грехов собразить за собой не могу..." Чё то я такого просветления ещё не достигла!
Читаю тут ваши посты и недоумеваю. Наверное,я какая-то неправильная,что поисповедавшись с вечера,иногда чувствую необходимость пойти на исповедь с утра перед самой Чашей.Ведь за вечер успеваешь что-нибудь сделать противоречащее христианскому учению,а вы говорите,зачем нужна частая исповедь?Чувство покаяния должно ,в идеале,сопутсвовать христианину.Каждый раз подходя к исповеди,находятся грехи,которые были забыты когда-то,по прошествии многих лет.А если человеку не в чем каятся,значит или он в прелести ,или плохо проводит самоанализ себя и своей совести,а значит подходит без должного приготовления к Чаше.А смысл тогда такого Причащения?Я так понимаю,что если нет покаянного чувства,то уже есть в чем покаятся священнику.Так и называть этот грех:"Нет покаянного чувства,но очень хочется исправиться".
В нашем храме такие "подневольные исповеди" настоятель называет "отчет о проделанных согрешениях". Он говорит, что на каждодневные грехи есть молитва "Исповедание грехов повседеневных". А когда подходит человек к аналою и силится выдавить из себя сожаление или начинает выдумывать грехи - разве это Таинство покаяния?
ИМХО, лучше придти и сказать, что есть огромное желание причаститься, но никакого раскаяния не чувствуешь. Это будет честнее. Я например знаю, что меня духовник все равно допустит до причастия...
А по поводу причастия без исповеди. Было Преображение. Собиралась на службу, готовилась к причастию, все чин-чином. Но задержалась в поликлинике. На службу прибежала к самому концу. Выловила духовника своего, что-то пробормотала, сказала, что только пришла, можно ли причаститься. Можно. На следующий день, подхожу к Чашеэ. Я обычно стою в первых рядах, да еще одеваюсь летом как попугай, священник, который служил меня и спрашивает "А была ли вчера на исповеди?", видимо заметил, что меня вчера всю службу не было. причем самое смешное, что вопрос был мне задан, когла я уже приняла в себя Тело и Кровь Христову. Так я молча, с полным ртом и кивнула. А если бы помотала головой, что тогда ?
Так что Солана, наверное действительно, лучше все вопросы индивидуально решать с духовником. Опыт показывает, все можно решить по-человечески, без крика и угрозы "вечных мук"
В нашем храме такие "подневольные исповеди" настоятель называет "отчет о проделанных согрешениях". Он говорит, что на каждодневные грехи есть молитва "Исповедание грехов повседеневных". А когда подходит человек к аналою и силится выдавить из себя сожаление или начинает выдумывать грехи - разве это Таинство покаяния?
ИМХО, лучше придти и сказать, что есть огромное желание причаститься, но никакого раскаяния не чувствуешь. Это будет честнее. Я например знаю, что меня духовник все равно допустит до причастия...
А по поводу причастия без исповеди. Было Преображение. Собиралась на службу, готовилась к причастию, все чин-чином. Но задержалась в поликлинике. На службу прибежала к самому концу. Выловила духовника своего, что-то пробормотала, сказала, что только пришла, можно ли причаститься. Можно. На следующий день, подхожу к Чашеэ. Я обычно стою в первых рядах, да еще одеваюсь летом как попугай, священник, который служил меня и спрашивает "А была ли вчера на исповеди?", видимо заметил, что меня вчера всю службу не было. причем самое смешное, что вопрос был мне задан, когла я уже приняла в себя Тело и Кровь Христову. Так я молча, с полным ртом и кивнула. А если бы помотала головой, что тогда ?
Так что Солана, наверное действительно, лучше все вопросы индивидуально решать с духовником. Опыт показывает, все можно решить по-человечески, без крика и угрозы "вечных мук"
Э-э-э ... поищите Я когда воцерковляться стала, сразу же решила найти себе духовного наставника (неофи-и-итство ) Выбирала по принципу, как (прости, Господи) собаку выбирают - какой щенок первым подбежит. В общем, тот священник которго я первого встретила в храме, оказался замечательным человеком и строгим и одновременно милосердным. Но наши жизненные пути не пересеклись, не смогла я к нему на исповедь приходить. А потом привел меня к моему теперешнему духовнику. Думаю, наити священника, которму можеь доверять и которого будешь уважать можно. тем более в Москве Это у нас 6 храмов на весь город, и то ... В общем, бог вам в помощь
Э-э-э ... поищите Я когда воцерковляться стала, сразу же решила найти себе духовного наставника (неофи-и-итство ) Выбирала по принципу, как (прости, Господи) собаку выбирают - какой щенок первым подбежит. В общем, тот священник которго я первого встретила в храме, оказался замечательным человеком и строгим и одновременно милосердным. Но наши жизненные пути не пересеклись, не смогла я к нему на исповедь приходить. А потом привел меня к моему теперешнему духовнику. Думаю, наити священника, которму можеь доверять и которого будешь уважать можно. тем более в Москве Это у нас 6 храмов на весь город, и то ... В общем, бог вам в помощь
Эх, у меня неофитство осталось за спиной 10 лет назад. У меня сейчас, наоборот....
Чё-то нет у меня особого желания с духовником пространные беседы вести...О чём, собственно?
Да и смущаюсь я занятых людей по пустякам от дела отрывать...
Я раньше тоже не считала нужным поститья, а теперь с нетерпением жду следующего поста. Никогда не думала, что буду регулярно ходить в церковь, а теперь страдаю от того, что нет возможности ходить чаще. Наверное душа должна дозреть. А пока надо жить так, чтобы около тебя людям было радостно. Это ведь так просто. Жизнь коротка спешите делать добро.
Эх, у меня неофитство осталось за спиной 10 лет назад. У меня сейчас, наоборот....
Чё-то нет у меня особого желания с духовником пространные беседы вести...О чём, собственно?
Да и смущаюсь я занятых людей по пустякам от дела отрывать...
С духовником беседуешь о наболевшем или получаешь ответы на неразрешенные вопросы.Но,если,сердце не просит духовника,Соланочка,то и не надо,когда нибудь попросит.Духовников имеют не все,да и найти их не одного дня дело.Это нужно не с налета,а долго присматриваться,чаще исповедоваться.Можно читать святых отцов,особенно их житие и руководствоваться их советами и вполне без духовника спастись.
солана писал(а) Срд, 23 Январь 2008 20:50
Да и смущаюсь я занятых людей по пустякам от дела отрывать...
От дела какого? Мы и наше окормление их главное дело,поэтому не надо смущаться.Иногда пустяк может оказаться очень важным в деле нашего спасения.
Ну далеко-то часто не наездишься, она "безлошадная", и вообще квёлая вся.
Ходит в ближайший к дому приход.
Ну, тут пусть уже решает, что для нее опаснее: грешить формальной исповедью перед Причастием или все-таки разок съездить к священнику и поговорить
солана писал(а) Срд, 23 Январь 2008 14:43
Там у них, вообще, не очень... Вместо службы - косноязычная бубнёжка, проповеди со "страшилками" из хроники происшествий.
А рядом больше никакого храма нет? Хоть на пол часа дальше?
солана писал(а) Срд, 23 Январь 2008 14:43
Тока как бы не того... Не согрешить бы с такими советами...Вдруг, мы не правы?
(Да мне и лично теперь всё это стало важно. Хотелось бы и для "своих нужд" быть на 100% уверенной... )
Ну, что Причастие и исповедь - это совершенно разные таинства - эт точно) Где-то в темах вопрос подробно освещался.
Другое дело - что в России обычно другая практика, и понятно, почему. Из Предания мы знаем, что Причастие, если подходить кнему без должного благоговения и духовного настроя, может быть в осуждение. Поэтому люди стараются максимально полно подготовиться к таинству: пост, каконы, правило, исповедь. У нас, в России, вообще все всегда старались делать с избытком Что от этого тоже вред выходит - обычно внимания не обращается.
А почему на эту тему лучше беседовать со священником: что хуже - возможно, не полная подготовка, или грех формального подхода, без чувства покаяния? Священник хоть серьезно побеседует с Вашей подругой или с Вами и поможет найти оптимальный выход из положения.
солана писал(а) Срд, 23 Январь 2008 20:50
Чё-то нет у меня особого желания с духовником пространные беседы вести...О чём, собственно?
Не вести пространные беседы - это правильно. Но тут именно тот случай, когда требуется помощь более знающего человека.
солана писал(а) Срд, 23 Январь 2008 20:50
Да и смущаюсь я занятых людей по пустякам от дела отрывать...
А Вы их не отрывайте по причине: косметики, юбки, цвета платочка, и проч. и проч., а на серьезные интересные вопросы они Вам с радостью ответят Серьезные вопросы, требующие беседы с духовником, возникают не так уж часто, чтобы можно было ему надоесть.
Я, вон, своему не надоедаю, хотя где-нибудь пол года назад регулярно бегала в гости и жаловалась на тараканы в голове - он у меня психотерапевтом больше работал, но ничего, даже своим бредом не надоела
Да и смущаюсь я занятых людей по пустякам от дела отрывать...
От дела какого? Мы и наше окормление их главное дело,поэтому не надо смущаться.Иногда пустяк может оказаться очень важным в деле нашего спасения.
Мне служба священника представляется довольно-таки трудоёмким процессом. И действительно, неловко дёргать человека по пустякам.
Да у меня и нет к духовнику никаких таких особенных постоянных вопросов.
Книги-то на что? Вот - настоящий источник знаний, полный до краёв! Только надо не лениться к этому источнику постоянно припадать.
Философские диспуты я предпочитаю вести непосредственно с самими философами (как Вы, конечно, понимаете, виртуально).
Нравственно-этический кодекс у меня к моим-то годам уже, кажется, окончательно сформировался. Вполне себе представляю, "что такое - хорошо, а что такое - плохо".
А если какой вопросик, ну там, по частностям церковного обряда и т.д., когда и возникнет, то можно ведь спросить у любого священника. Вот сейчас, например, появилась для меня новость, что исповедь не обязательно должна предшествовать причастию, надо будет это выяснить точно. Но не искать же для этого постоянного духовника? Спрошу у священника в церкви. Или вот у о.Димитрия здесь, на форуме. Вопрос-то чисто "технический".
Я , Фотиночка, из тех людей, которые ищут ответов на серьёзные вопросы в глубине своей души, сообразуясь со своей совестью и в рамках своего мировоззрения.
Не знаю, хорошо это или плохо (здесь, на форуме, думаю, единодушное мнение будет, что - плохо), но уж такой я человек, склонный к рефлексии.
Пока сама, своим умом и сердцем, не дойду, никто меня ни в чём убедить не сможет!
(Аня, пока я писала это сообщение, и Вы своё писали. Ваше увидела только сейчас.)
Географическое положение: Московская об...
Пол: Женский
Re: О чём надо говорить на исповеди
"А если человеку не в чем каятся,значит или он в прелести ,или плохо проводит самоанализ себя и своей совести,а значит подходит без должного приготовления к Чаше.
У меня вопрос. А если мы исповедовались и вечером, и утром, то теперь уже в полной мере можем себя осознавать достойными Чаши? И "святое святым", то теперь это точно про нас? Т.е. мы с чистой совестью можем принимать кровь и тело Христово, поскольку сами себя (или священник) считаем достойными Причастия? Что то тут не так...
А смысл тогда такого Причащения?
А разве у нас мало грехов, которые остались не раскаянными (или не осознанными) и о которых мы забыли сказать на исповеди и вечером, и утром? Они всплывут потом, может днем, может, через неделю. И в чем тогда был смысл такого причастия с нераскаянными грехами?
Я так понимаю,что если нет покаянного чувства,то уже есть в чем покаятся священнику.Так и называть этот грех:"Нет покаянного чувства,но очень хочется исправиться".
Это точно... Мне сразу страшно становится, когда больно сильно успокаиваюсь.
Для меня кажутся странными рассуждения и сомнения, вроде: исповедоваться или нет перед причастием, а что говорить? Конечно, исповедываться! Только с чистой совестью (ну хоть на это короткое время) можно подходить к Чаше! Я не часто исповедываюсь, но когда понимаю, что больше невозможно так дальше жить, когда душа в полной мере "прочувствовала" тяжесть грехов, бегу скорее. Все зависит от степени духовного роста (если можно так выразиться) человека. Большинство из нас, мне кажется, начинают с "формальных" исповедей. Осознание приходит постепенно и позже....Главное исповедыаться, а покаянное чувство придет, Господь не оставит!
Для меня кажутся странными рассуждения и сомнения, вроде: исповедоваться или нет перед причастием, а что говорить? Конечно, исповедываться! Только с чистой совестью (ну хоть на это короткое время) можно подходить к Чаше! Я не часто исповедываюсь, но когда понимаю, что больше невозможно так дальше жить, когда душа в полной мере "прочувствовала" тяжесть грехов, бегу скорее. Все зависит от степени духовного роста (если можно так выразиться) человека. Большинство из нас, мне кажется, начинают с "формальных" исповедей. Осознание приходит постепенно и позже....Главное исповедыаться, а покаянное чувство придет, Господь не оставит!
Нюша, речь шла о тех, кто хочет часто причащаться. Почитайте внимательно.
Ну замечательно! Лично для меня причастие невозможно без исповеди, так как подходить к Чаше можно только с чистой совестью, осознав и раскаявшись хотя бы в части своих грехах, но искренно. Хочешь причищаться часто? Для мирян, наверное, раз в неделю, по воскресеньям. Вот и работай над собой, за неделю будет в чем покаяться.