Дорогая Кристина, всё что говорит отец Максим - это прописи...
Воля Ваша, но я, как-то не совсем понимаю, смысл и назначение данной цитации.
Отец Александр говорит о трагизме и (в конечном итоге) греховности мироощущения, основного направления умов в современном нам православии, а отец Максим - о том, что "мы не можем понять меру усилия каждого человека в совершении добродетелей, глядя на него извне".
Потому что исходные данные, у людей, слишком разные.
Но ведь это даже не просто разные семантические ряды, это онтологически разные положения.
Т.е. они говорят о, в принципе, совершенно различных вещах.
Неужели же, это так незаметно?
Василий, простите, но Вы странный человек Мне казалось, мы находимся на форуме, а не на сайте, где обсуждаются приведенные Вами цитаты. Я написала слова о.Максима вовсе не для сравнения со строками О.Александра, мне это даже в голову не пришло. Я уже, кажется, написала выше, что творчество о. Александра, который судит о мироощущении тысяч и сотен незнакомых ему людей, мне не близко и обсуждать его я не собираюсь. Просто я нашла интересное интервью о. Максима, который без ложного мудрствования прямо и точно излагает свою мысль, свой взгляд на современное православное общество - вот и все. Не нужно все воспринимать на свой счет...
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: о нашем православии
makrina писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 04:21
А мне недавно такой вот вопрос задали...
Не знаю что и ответиь, кто библию хорошо знает?
Как ответить то????
===
Вам богом было дано 10 заповедей.
В том числе, Вам было сказанно богом: "Не сотвори себе кумира и всякое подобие бога". Вот мусульмане - молодцы. Они усвоили эту заповедь. Им не то, что бога, им даже его пророка Мухаммеда нельзя изображать.
Так вот, вам было сказанно самим господом богом - "не сотвори себе кумира". Однако почему ж тогда у вас есть изображения бога в храмах? Мало того, зачем вы ещё молитесь святым?
Жалкие оправдания, типа "мы молимся не самим святым, а мы молимся им, как посредникам, для того, чтобы они помолились за нас богу" - не принимаются. Ведь этими словами вы отвергаете два из свойств божьих. Вы отвергаете "всеведение" бога, а так же его "вездесущность", коль скоро считаете, что он настолько занят, чтобы обратить внимание на вас лично, а лиш на какого - нибудь Сергия Радонежского, который будет его за вас молить!
Как не стыдно!
Видите ли, иконопочитание и почитание святых угодников взято из Священного Предания, которое не признается сектантами, протестантами. Потому вам и задали такой вопрос. Сначала нужно тому человеку доказать то, что Священное Предание является так же авторитетом наравне с Писанием. Потом только можно будет говорить.
А лично вам я посоветую - воздерживайтесь от таких дискуссий, если у вас не хватает опыта или недостаток информации. Иначе вас заведут в тупик и заставят выглядеть смешной и невеждой.
Люди добрые я здесь напакастил и сильно нагрубил!!!
Простите Христа ради дурака!
Не судите сильно...
Василий,и ты попробуй простить,искренне пишу не держи зла.
Простите за все мои недостойные выходки.
Мне казалось, мы находимся на форуме, а не на сайте, где обсуждаются приведенные Вами цитаты.
Абсолютно согласен!
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
Я написала слова о.Максима вовсе не для сравнения со строками О.Александра, мне это даже в голову не пришло.
Совершенно искренне и всерьёз на это надеюсь.
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
Я уже, кажется, написала выше, что творчество о. Александра, который судит о мироощущении тысяч и сотен незнакомых ему людей,
Ох, Кристина ... Кристина...
Отец Александр, уже при жизни своей, сумел стать настоящим пастырем и духовным авторитетом, не просто для "тысяч и сотен незнакомых ему людей", а для многих десятков тысяч христиан во всём мире.
Ну, Вы бы хоть воспоминания о нём почитали бы, что ли...
Вот, у меня лично, есть воспоминания о нём, его ученика А.Л.Дворкина.
Они не очень длинные и текст уже отформатирован в Ворде.
Пришлю по первому же звуку с Вашей стороны.
Ведь грандиознейшая же личность!
Ну, неужели же, совсем не интересно?!!
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
мне не близко и обсуждать его я не собираюсь.
Вы не поверите, но это меня всерьёз расстраивает...
И я сейчас нисколько не шучу.
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
Просто я нашла интересное интервью о. Максима, который без ложного мудрствования
Да чего уж там, "без ложного" ... вообще без всякого.
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
прямо и точно излагает свою мысль, свой взгляд на современное православное общество - вот и все.
Кристина, ещё раз повторяю, что о. Максим излагает, вовсе не "свою мысль", а вполне общие места и прописи, для уровня понимания, отроковиц из воскресной школы, при заштатном храме, маленького провинциального городка.
И вообще, это по-моему, практически дословная цитация, одного тезиса отца Димитрия Смирнова, из какой-то его проповеди (сейчас точно не вспомню, у меня их несколько сотен), аж за 2000 год.
И уверяю Вас, даже и отец Димитрий, ничуть не запретендует на оригинальность этого тривиала.
Поймите Вы - общее место, оно и есть - общее место...
Да ни в жисть я не поверю, что всё это явилось для Вас, неким таким - откровением.
Кристина писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 12:20
Не нужно все воспринимать на свой счет...
А я-то тут, вообще, при чём?
Я вроде, даже и пискнуть, за всё это время не посмел.
Слушать, как можно внимательнее и учиться - вот мой единственный алгоритм действий, по отношению к текстам мыслителя такого уровня, как о.Александр, а вовсе не вякать, когда говорят старшие, и не лезть со своми, вполне детскими, соображеними, и какими-то там, ещё и мнениями.
Вот и всё.
Поверьте, я говорю это, от чистого сердца.
Люди добрые я здесь напакастил и сильно нагрубил!!!
Простите Христа ради дурака!
Не судите сильно...
Василий,и ты попробуй простить,искренне пишу не держи зла.
Простите за все мои недостойные выходки.
Конечно прощаю, но прошу Вас, впредь уж, стараться воздерживаться и от недостойных выходок, и от пакостей, и от грубостей.
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: о нашем православии
Василий писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 22:58
Voski писал(а) Птн, 07 Декабрь 2007 15:01
Люди добрые я здесь напакастил и сильно нагрубил!!!
Простите Христа ради дурака!
Не судите сильно...
Василий,и ты попробуй простить,искренне пишу не держи зла.
Простите за все мои недостойные выходки.
Конечно прощаю, но прошу Вас, впредь уж, стараться воздерживаться и от недостойных выходок, и от пакостей, и от грубостей.
"...думал сегодня о моей встрече в прошлый вторник с о.Г.Граббе (клирик РПЦЗ - примеч. Василия)
Он говорит: наша цель - сохранить "чистое Православие".
На деле же, конечно, наш спор, наше коренное разногласие совсем о другом.
"Чистое Православие" для него это, прежде всего, исключительно, быт.
Никакой мысли, никакой "проблематики" или хотя бы способности ее понять у них нет; есть, напротив, органическое отталкивание от нее, ее отрицание.
И с их точки зрения отрицание и отталкивание правильное - ибо всякая мысль, всякая "проблема" есть угроза быту.
Между тем, весь теперешний кризис христианства в том и состоит, что рухнул "быт", с которым оно связало себя и которому, в сущности, себя подчинило, хотя и окрасило его в христианские тона.
Но вопрос совсем не в том, был ли этот быт плох или хорош, - он был одновременно и плох, и хорош, а только в том, можно ли и нужно ли за него держаться, как за непременное, обязательное условие самого христианства, самого Православия.
"Они" на этот вопрос отвечают стопроцентным, утробным да.
Поэтому и так легко из быта переходят в "апокалиптику".
Парадоксальным образом апокалиптический надрыв рождается именно из "бытовиков", как реакция на гибель быта, органической жизни, обычаев, уклада.
Отсюда также их инстинктивный страх таинств (частого причащения и т.д.).
Ибо таинство - эсхатологично, оно не умещается только в быт (в который, однако, прекрасно умещается "умилительный обычай ежегодного говения").
Отталкивание от культуры и от богословия.
Ибо, опять-таки, и культура, и богословие - эсхатологичны по самой своей природе.
Они вносят в быт проблематику, вопрошание, трагизм, искание, борьбу, они все время угрожают статике быта.
Культуру "бытовики" принимают только когда она отстоялась и, ставши частью быта, оказывается как бы "обезвреженной", безопасной бритвой.
Когда они уже знают, что и как следует о ней думать (или не думать).
При жизни Хомякова считали модернистом и ниспровергателем устоев, теперь для "бытовиков" он символ и воплощение консерватизма.
И это так потому, что "бытовики" абсолютно неспособны воспринять какое бы то ни было современное творчество, духовно разобраться в нем.
И христианство, и Православие только тем и хорошо, и "приемлемо" для них, что оно древнее, что оно в прошлом, само - субстрат и санкция быта.
Поэтому всякие слова (творчество) - самые подлинные, самые истинные, но не облеченные в привычную сакрально-бытовую форму - "бытовики" просто не слышат, для них это сразу угроза, опасность, расшатывание чего-то.
Но, конечно, мироощущение это в последнем итоге пронизано просто неверием, и в этом его трагизм и греховность.
И трагизм этот усугубляется тем, что обращение в такую "бытовую церковность", в такое "чистое Православие" в эпоху, когда этот быт как данность, как нечто реально существующее и тем самым оправданное - рухнул, неизбежно оказывается надрывом и ведет к глубокому духовному заболеванию.
Как стилизация в искусстве, рождаясь при распаде стиля, приводит к смерти искусства, так, на гораздо большей духовной глубине, "бытовизм" в религии (возможный теперь только как стилизация) приводит к заболеванию самой веры.
Плоды этого духа: страх, узость, ненависть, полная неспособность распознать Духа…
Продолженние:
И потому живем мы сейчас в эпоху настоящего экзамена и христианству вообще, и Православию в частности.
Чем само оно живо и животворит?
Увы, на вопрос этот, кроме ответа "бытовиков" - целостного, убежденного и потому отчасти услышанного, - другого столь же целостного ответа пока что не существует.
Вот тут-то и рождаются редукции: византийская, индивидуально-духовная ("читайте Исаака Сирина!"), "исконная", какая угодно.
В сущности все это эрзацы "бытовизма", только более утонченные, умственные.
Все это такие же уходы от реальности, от самой жизни, от ее вечной открытости и, следовательно, "проблематичности".
И вот, как это ни звучит горделиво, я чувствую, что этот ответ у меня есть, что он для самого меня как бы "просвечивает" во всем том, что я пытаюсь сказать, написать, выразить, но что его трудность в том как раз, что ни в какую систему, ни в какой "рецепт" он не укладывается, что из него не следует никакая система правил для жизни, что его ни из чего внешнего не выведешь.
Ибо это опять и именно мироощущение, в котором центрально, существенно и решающе как раз "просвечивание", "отнесенность" всего к "другому", эсхатологизм самой жизни и всего в ней, который антиномически делает все в ней ценным и значительным.
Источником же этого эсхатологизма, тем, что делает это "просвечивание", эту "отнесенность" возможными, является Таинство Евхаристии, которым поэтому изнутри и определяется Церковь и по отношению к самой себе, и по отношению к миру, и по отношению к каждому отдельному человеку и его жизни.
Ошибка "бытовиков" не в том, что они придают исключительное значение внешним формам жизни.
В этом они правы против всех тех псевдо-духоносцев, одинаково религиозных и культурных, которые одержимы тем, чтобы прорваться к содержанию помимо формы или путем ее разрушения и разложения (сюрреализм, беспредметная живопись, автоматическое письмо, "харизматики" всех оттенков).
Их ошибка в манихейской абсолютизации одной формы, в превращении ее в идол и тем самым в отрицание ее "отнесенности" к другому.
"Проходит образ мира сего" - это значит не то, что этот образ плох или не нужен, что можно вообще обойтись без "образа" - формы, ритма и т.д., что христианство уводит в какую-то "безбытность", а то, что этот образ во Христе стал "проходящим", динамическим, "отнесенным", открытым.
Что, десакрализуя быт (язычество), христианство сделало возможным все сделать "бытом" в высшем смысле этого слова, все сделать "образом".
И только в ту меру, в какую он "проходит", то есть сам себя все время "относит" к тому, что за ним, над ним, впереди, - он и становится действительно "образом".
А для того, чтобы этот опыт ("проходит образ мира сего") стал возможным и реальным, нужно, чтобы в этом мире был дан также и опыт того самого, к чему все "отнесено" и относится, что через все "просвечивает" и всему дает смысл, красоту, глубину и ценность: опыт Царства Божия, таинством которого является Евхаристия.
Не одно только "преложение даров", а та Литургия, которая и являет Царство Божие и исполняется в приобщении за трапезой Христовой в Его Царствии).
Церковь оставлена в мире, чтобы совершать Евхаристию и спасать человека, восстанавливая его евхаристичность.
Но Евхаристия невозможна без Церкви, то есть без общины, знающей свое уникальное, ни к чему в мире не сводимое назначение - быть любовью, истиной, верой и миссией, всем тем, что исполняется и явлено в Евхаристии, или еще короче - быть Телом Христовым.
Евхаристия "объясняет" Церковь как общину (любовь ко Христу и любовь во Христа), как истину (кто Христос? - единственный вопрос всего богословия) и как миссию (обращение всех и каждого ко Христу).
Другого назначения, другой цели у Церкви нет, нет своей, отдельной от мира - "религиозной жизни".
Иначе она сама делается "идолом".
Она есть дом, из которого каждый уходит "на работу" и куда каждый возвращается с радостью, чтобы дома найти саму жизнь, само счастье, саму радость, куда каждый приносит плоды своего труда и где все претворяется в праздник, свободу и полноту.
Но именно наличие, опыт этого дома - уже вневременного, неизменного, уже пронизанного вечностью, уже только вечность и являющего, - только это наличие может дать и смысл, и ценность всему в жизни, все в ней к этому опыту "отнести" и им как бы наполнить.
"Проходит образ мира сего".
Но только "проходя" и становится мир и все в нем, наконец, самим собой: даром Божиим, счастьем приобщения к тому содержанию, формой, образом которого он является.
Протоиерей Александр Шмеман; дневниковая запись от 17-го декабря 1973 года.
Так вот, вам было сказанно самим господом богом - "не сотвори себе кумира". Однако почему ж тогда у вас есть изображения бога в храмах? Мало того, зачем вы ещё молитесь святым?
Жалкие оправдания, типа "мы молимся не самим святым, а мы молимся им, как посредникам, для того, чтобы они помолились за нас богу" - не принимаются. Ведь этими словами вы отвергаете два из свойств божьих. Вы отвергаете "всеведение" бога, а так же его "вездесущность", коль скоро считаете, что он настолько занят, чтобы обратить внимание на вас лично, а лиш на какого - нибудь Сергия Радонежского, который будет его за вас молить!
Как не стыдно!
Ты протестантка? Протестанты как раз любят тыкать носом в эту заповедь, подразумевая под иконы кумиров. Чушь полнейшая! Икона представляет собой образ святого человека. Мы молимся не как таковому русунку (или доске), изображающему святого, а самому святому, все равно, если бы он находился рядом. Нужно различать эти понятия. Если уж на то пошло, то Сам Господь оставил Свой образ на плате (Нерукотворный образ Господа).
А теперь осталось пробежаться по форуму и почитать записи, где советуют "помолиться иконе", причем именно "такой-то, для помощи" (как будто на тех же иконах Богородицы разные), зайти в храм и увидеть, как люди выворачиваются - например, поцелуют руку и к иконе приложат, если не дотягиваются...
Со стороны это все именно так и выглядит - куча маленьких кумирчиков, заслоняющих главное - Иисуса Христа.
Со стороны это все именно так и выглядит - куча маленьких кумирчиков, заслоняющих главное - Иисуса Христа.
Да весь ужас-то, как раз в том, что не просто выглядит, а именно так и есть... а мы всё, как дурачки какие, всё носимся с нашим «самым передовым в мире, православным мировоззрением», которому без Христа, грош цена в базарный день.
Поэтому-то и шарахаются от нас все, что на словах у нас одно, а на деле … одна «передовая идеология».
И ещё куча всяких самых лучших, самых древних и самых правильных обрядов...
Слёзы наворачиваются от всего этого...
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: о нашем православии
Да лааадно!!!
А в воскресенье столько детишек на Литургии было!
И вели себя хорошо. И народ весь, как специально для меня, усталой и издерганной, был спокойный и добрый.
Не так все и плохо (оптимистически вздернув нос)
Да лааадно!!!
А в воскресенье столько детишек на Литургии было!
И вели себя хорошо. И народ весь, как специально для меня, усталой и издерганной, был спокойный и добрый.
Не так все и плохо (оптимистически вздернув нос)
Одна надежда и упование - Сам Господь, нас дурачков злых, не оставит и не бросит никогда...
Со стороны это все именно так и выглядит - куча маленьких кумирчиков, заслоняющих главное - Иисуса Христа.
Да весь ужас-то, как раз в том, что не просто выглядит, а именно так и есть... а мы всё, как дурачки какие, всё носимся с нашим «самым передовым в мире, православным мировоззрением», которому без Христа, грош цена в базарный день.
Поэтому-то и шарахаются от нас все, что на словах у нас одно, а на деле … одна «передовая идеология».
И ещё куча всяких самых лучших, самых древних и самых правильных обрядов...
Слёзы наворачиваются от всего этого...
Ребят, вы чего еще больше масла в огонь подливаете? Нашли, перед кем расшаркиваться...
Тогда давайте тихо посидим, никого злобно не цитируя
Приплыли.......
Получается, что Васька, до того уже обнаглел, что в теме "О нашем православии", позволяет себе "злобно (? ) цитировать", высказывания, об этом самом православии, крупнейшего православного богослова и мыслителя 20-го века.
А его смиренно призывают, никого, со всей этой ерундой, не доставать, а просто ... "тихо посидеть".
И правильно, да нафиг нам всё это нужно!
Мы же православные люди.
Зачем нам задумываться о том, что мы есть на самом деле, нам об этом, наш батюшка, в церкви скажет, зачем нам Христос, да ещё и Шмеман тут, какой-то непонятный (вообще, жидяра наверное), когда есть гораздо более интересные и животрепещущие вопросы: - например брюки на женщине, юбки на ней же, блуд в вне (?) церковной ограды, а так же - когда, кто, с кем, и сколько раз.....
Ах да... ещё вышивка крестиком...