Как часто нам хочется исключений. Мы не смотрим на цель, для чего нам даны те или иные примеры. Подобные случаи: совершение Таинства при произнесении детьми определенных молитв, совершение Таинства Ангелом вместо нечестивого священника - не дают нам повода отрицать учение Церкви о том, что Таинство только тогда будет Таинством и только тогда будет благодатно действовать на человека, когда оно будет совершено точно по установленному чину. Святитель Игнатий рассказываетъ, что иногда даже таким неблагочестивым людям, как разбойнику и блуднице, бывает дарована возможность произвести чудеса – исцеление и даже воскрешение мертвого. «Эти случаи вне общего порядка», - говорит он, и далее цитирует святого Исаака Сирина: «Образ действия Божия Промысла вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись порядка».
Алексей из Новосиба писал(а) Втр, 13 Ноября 2007 10:05
Не помню где слышал. Поищу источник, Бог даст найду, укажу.
Отец, подскажите, пож-ста, байка или нет .
У меня свой вариант: раньше была опасность, что злоумышленники могут спародировать службу и молитвы, те же иудеи. Просто поглумиться над христианами, над главным Таинством. Эти молитвы пришлось "прятать" от людей, стоящих за пределами алтаря - там вполне мог оказаться "засланный казачок"
Сейчас такой опасности нет (захотел узнать, что происходит - купил книжечку). Ктсати, в храме Косьмы и Дамиана в Шубине некоторые из тайных молитв читаются вслух, так, чтобы слышали прихожане (не все, но многие молитвы).
Рискую быть побитой, но, ИМХО, сейчас возвращение этого - почти необходимость. Подобная практика объединяет и сближает, делает более понятным ход богослужения.
Например, мне нравится возвращение древней практики - когда священник радостно говорит прихожанам "Христос посреди нас!", а весь храм отвечает: "И есть, и будет", действительно возникает ощущение "единомыслием исповемы" Что происходит некое общее участие в богослужении, а не "отстаивание службы" у каждого отдельного человека. А ощущение "едиными усты единым сердцем" очень важно
Географическое положение: Новосибирск
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
NEZP писал(а) Втр, 13 Ноябрь 2007 16:09
Алексей из Новосиба писал(а) Втр, 13 Ноября 2007 10:05
Не помню где слышал. Поищу источник, Бог даст найду, укажу.
Отец, подскажите, пож-ста, байка или нет .
У меня свой вариант: раньше была опасность, что злоумышленники могут спародировать службу и молитвы, те же иудеи. Просто поглумиться над христианами, над главным Таинством.
Не знаю..., предполагаю - кошка скребет на свой хребет. Есть темы на которые в этом плане покуситься не получится. Те же иудеи, скорей всего, такие вещи отчетливо понимают.
Ну спародируешь. А дальше?
---
В одной истории рассказывалось про монаха из монастырской братии, который всегда очень покаянно и слезно молился в отличие от остальной братии. Когда те стали интересоваться в чем причина. Он рассказал, что в прошлом был противником православия и однажды, когда его жена христианка ушла к подруге чтобы причаститься у той дома, то узнав об этом, вбежал к ним и схватив жену за горло в момент, когда она приняла причастие, заставил выплюнуть.
В итоге ночью во сне к нему пришел странный темный странник и сказал, что они совершили одинаково тяжелые грехи. На вопрос кто он, странник ответил, что он тот, кто ударил Христа по ланите.
---
Алексей из Новосиба писал(а) Втр, 13 Ноябрь 2007 15:00
Не знаю..., предполагаю - кошка скребет на свой хребет. Есть темы на которые в этом плане покуситься не получится. Те же иудеи, скорей всего, такие вещи отчетливо понимают.
Ну спародируешь. А дальше?
Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную Литургию: Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы , составляющия чин освящения святых Даров в литургии верных: сей тайны требует от служителей алтаря самое содержание этих молитв , высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением, а другие пожалуй, запомнив слышанное, сделали бы из того легкомысленное употребление вне храма.
Географическое положение: Новосибирск
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
NEZP писал(а) Втр, 13 Ноябрь 2007 23:42
Алексей из Новосиба писал(а) Втр, 13 Ноябрь 2007 15:00
Не знаю..., предполагаю - кошка скребет на свой хребет. Есть темы на которые в этом плане покуситься не получится. Те же иудеи, скорей всего, такие вещи отчетливо понимают.
Ну спародируешь. А дальше?
Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную Литургию: Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы , составляющия чин освящения святых Даров в литургии верных: сей тайны требует от служителей алтаря самое содержание этих молитв , высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением, а другие пожалуй, запомнив слышанное, сделали бы из того легкомысленное употребление вне храма.
Может неправильно ошибаюсь, но прочитав для себя вижу опасение владыки не за возможность высмеивания и пародии, а скорей нежелание давать эти молитвы всем присутствующим невзирая на личный уровень духовности каждого из них.
Т.е. здесь скорей предостережение от машинального вычитывания сокровенных по своей высоте молитв.
Пародия это все же другое - это прямое кощунство. За одни мысли о подобном уже головы не сносить) ..?
Алексей из Новосиба писал(а) Чтв, 15 Ноябрь 2007 11:15
Может неправильно ошибаюсь, но прочитав для себя вижу опасение владыки не за возможность высмеивания и пародии, а скорей нежелание давать эти молитвы всем присутствующим невзирая на личный уровень духовности каждого из них.
Т.е. здесь скорей предостережение от машинального вычитывания сокровенных по своей высоте молитв.
Пародия это все же другое - это прямое кощунство. За одни мысли о подобном уже головы не сносить) ..?
Честно говоря, мне лень искать источники. Достаточно вспомнить, что христианство для иудеев было всего навсего сектой, выросшей из иудаизма, и нелюбимой сектой, богохультсвующей страшно. Правило 8 VII Вселенского Собора: "некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами... сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию, евреями...".
Были же злонамеренные иудеи, которые притворно принимали христианство, чтобы дискредитировать его.
Географическое положение: Новосибирск
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
NEZP писал(а) Чтв, 15 Ноябрь 2007 14:54
Алексей из Новосиба писал(а) Чтв, 15 Ноябрь 2007 11:15
<...> здесь скорей предостережение от машинального вычитывания сокровенных по своей высоте молитв.
Пародия это все же другое - это прямое кощунство. За одни мысли о подобном уже головы не сносить) ..?
Честно говоря, мне лень искать источники. <...>
Правило 8 VII Вселенского Собора: "некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами... сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию, евреями...".
Были же злонамеренные иудеи, которые притворно принимали христианство, чтобы дискредитировать его.
не убежден. нужно глянуть на источник; что конкретно там отцы имели ввиду.
/<...> сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию, евреями <...>/
Фраза двояко может пониматься. ИМХО, это скорей аналогично, той истории, когда на Афоне отслужили совместную литургию с католиками. После чего рухнули вековые стены монастыря. И был введен запрет на совместную службу с кем бы то ни было из неправославных.
Но здесь не кощунство, здесь прямое отступление в догматах, в учении, в обрядовой стороне.
/<Были же злонамеренные иудеи, которые притворно принимали христианство, чтобы дискредитировать его.>/
Согласен. Но одно дело личным примером (ноподобающими делами, образом жизни, преднамеренной тупостью в конкретно взятых вопросах и т.д.) вносить смуту в неокрепшие умы.
Другое дело - прямое пародирование богослужебных текстов.
Это уже не праздное шатание, это прямое надругательство над жертвой Христовой. Степень ответственности вероятно будет другая.
Сколько охальнику, осмелившемуся на такое жить на этом свете?
Алексей из Новосиба писал(а) Чтв, 15 Ноябрь 2007 12:40
Сколько охальнику, осмелившемуся на такое жить на этом свете?
А что с ним станется-то? Хоть до ста. А вот что потом - это уже совсем другой вопрос. Сейчас регулярно хулят Бога, вон - Мадонна вообще на концерте в Москве из себя вавилонскую блудницу изображала и собиралась висеть в терновом венце, и ничего. Иудеи до сих пор над именем Христа издеваются, а христиан "выкрестами" называют. Живы пока.
Во время революции (кажется, тогда) серьезнее было - там бывший священник решил поглумиться над таинством Евхаристии, пришел в какое-то село, открыл храм, собрал народ и сказал, что будет служить литургию, все по правилам. А когда народ начал причащаться, оказалось, что в Чаше самогон налит. Тут уже бывшего попа, правда, ничего не спасло - его разъяренный народ растерзал
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Тайныце молитвы Евхаристии тайные именно потому, что их должен говорить священник, как тайносовершитель. Дляч народа тоже есть молитвы на Евхаристии - это собственно сам Евхаристический канон.
В древности всех некрещенных даже выводили из храма при словах "Огланные изыдите".
Так сохранялся таинственный смысл Таинства.
Да и в прочих таинствах есть тайные молитвы. Даже на освящение воды есть тайная молитва священника.
Священник Димитрий писал(а) Вск, 11 Ноябрь 2007 00:33
Знаете, такой же вопрос я на исповеди задаю практически всем незнакомым мне замужним женщинам.
А я вот не могу понять, как можно незнакомой женщине, пришедшей на исповедь, задавать подобный вопрос? Вам не кажется, что женщину никогда не гулявшую от мужа такой вопрос может очень сильно оскорбить? Ведь это исповедь, человек САМ каятся в своих грехах и если женщина изменяет мужу, то на исповеди она это скажет. Хотя я (может в силу наивности) не понимаю, как православному человеку (неважно, мужчине или женщине) можно задавать подобный вопрос. Ведь грех блуда — это один из самых страшных грехов. Зато сейчас я понимаю, почему духовник всегда говорил мне не ходить на исповедь к незнакомым батюшкам.
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Gala писал(а) Сбт, 17 Ноябрь 2007 19:52
Священник Димитрий писал(а) Вск, 11 Ноябрь 2007 00:33
Знаете, такой же вопрос я на исповеди задаю практически всем незнакомым мне замужним женщинам.
А я вот не могу понять, как можно незнакомой женщине, пришедшей на исповедь, задавать подобный вопрос? Вам не кажется, что женщину никогда не гулявшую от мужа такой вопрос может очень сильно оскорбить? Ведь это исповедь, человек САМ каятся в своих грехах и если женщина изменяет мужу, то на исповеди она это скажет. Хотя я (может в силу наивности) не понимаю, как православному человеку (неважно, мужчине или женщине) можно задавать подобный вопрос. Ведь грех блуда — это один из самых страшных грехов. Зато сейчас я понимаю, почему духовник всегда говорил мне не ходить на исповедь к незнакомым батюшкам.
Гала, вы совершенно, похоже, не понимаете, какой контингент народа приходит на исповедь. Если вы воцерковленный человек, наблюдали со стороны за тем, как проходит исповедь? Так вот, на исповедь идут все, кому не лень. Идут за компанию, идут, потому что знакомый посоветывал, идут потому, что много проблем в жизни. Многие идут и не знают вообще, что такое исповедь и что такое грех. Вам сказать, как обычно исповедуются такие люди? "Да вот, батюшка, с мужем не ссорюсь, дети у меня хорошие, никого не убила, не ограбила, аборты делала, а так больше ничем не грешна. Вобщем, во всем этом каюсь." Это вам пример типичной исповеди. Как вы считаете, могу я отпустить человеку грехи, если он считает, что кроме абортов в жизни ничего плохого не сделал.
Это и измены касается. Приходится таким людям по заповедям раскладывать грехи тут же на исповеди и обьяснять. Так исповедь с незнакомцами и проходит.
Вас никто и не заставляет идти на исповедь к незнакомым священникам, если у вас духовник есть. А как быть тем, у кого нет в принципе знакомого священника? Вот так и появляется.
Потому не советую вам осуждать священство, на нас и так тяжкий крест. Если бы вы сами попробовали исповедывать, все бы поняли. Не искушайтесь.
Конечно наблюдала, практически ни одного незнакомого лица. Да нет, вру конечно , иногда бывают и незнакомые. Видимо, к счастью для меня, не встречала людей, которые шли бы на исповедь просто за компанию. Кстати, а где это Вы усмотрели в моем вопросе осуждение священства? И искушаться я перестала, после того, как один игумен в монастыре сказал мне и мужу, что наш венчаный брак недействителен, мне надо в один монастырь, ему в другой, а дети... ну что дети, сами вырастут... как нибудь. И прекрасно помню свое состояние после этой исповеди, и состояние мужа, которому было еще тяжелее, т.к. надо было вести машину, а находились мы за 300 км от дома. И помню, как успокаивал нас, и что говорил тогда духовный отец мужа. Так что с тех пор стараюсь не искушаться .
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Gala писал(а) Сбт, 17 Ноябрь 2007 20:30
Конечно наблюдала, практически ни одного незнакомого лица. Да нет, вру конечно , иногда бывают и незнакомые. Видимо, к счастью для меня, не встречала людей, которые шли бы на исповедь просто за компанию. Кстати, а где это Вы усмотрели в моем вопросе осуждение священства? И искушаться я перестала, после того, как один игумен в монастыре сказал мне и мужу, что наш венчаный брак недействителен, мне надо в один монастырь, ему в другой, а дети... ну что дети, сами вырастут... как нибудь. И прекрасно помню свое состояние после этой исповеди, и состояние мужа, которому было еще тяжелее, т.к. надо было вести машину, а находились мы за 300 км от дома. И помню, как успокаивал нас, и что говорил тогда духовный отец мужа. Так что с тех пор стараюсь не искушаться .
Ну так, тем более.
Скажу вам честно, совершенно не стыдно и прилично священнику самому о грехах спрашивать на исповеди. В требнике написано, что священник должен сам вопрошать кающегося о грехах. А потом в конце предложить самому дополнить, может что еще, о чем священник не спросил.
Отец Дмитрий, низкий поклон Вам. Можно только в очень далекой, приблизительной степени понять всю меру тяжести, которую несут плечи Ваши. Бог Вам в помощь! Можно сказать о всех о нас, что единственная помощь всем нам есть понимание, что грехи наши прощает Господь, через посредничество священника и души ищущей прощения. Мне кажется, что Господь в отпущении греха прелюбодействующей женщине явил всю меру любви своей и всю меру такта своего. Он не вершил над ней суд, он не ждал, что кто-то осудит ее и он не спешил с вопросом "а верна или не верна, а согрешила или не согрешила?" Он просто увидел душу перед собой, душу страждущую, и вгляделся в нее. И вот мера любви. Не жестко указать на грех, расплата за который смерть, а подать руку помощи, прощения и исцеления... И вот здесь самый главный принцип взаимоотношений — это взаимоотношения любви. Она, предавшая мужа, поняла, что ее поймут и простят, и не только простят, но и оправдают грех ее. Как же должна себя чувствовать женщина, которая обращается к исповеди, в надежде на понимание и на прощение, и вдруг слышит жесткий вопрос "а не делала ли ты этого, не предавала ли мужа своего?" Разве Христос действовал так? Он пришел на помощь к женщине, только точно зная, что был совершенн именно этот грех. Разве не великая ответственность лежит на Вас? Представьте себе, что к Вам идет истерзанная душа и она может быть отпугнута этим прокурорским вопросом. Батюшка, дай Бог сил Вам, простите меня грешного, я понимаю и чувствую всю меру тяжести бремени Вашего, дай Бог Вам мудрости и сил.
А я помню, что когда пришла на исповедь первый раз, несмотря на то, что прочитала кучу литературы об этом и подготовила все на бумаге, все равно растерялась, и батюшка все равно задавал мне вопросы. Честно, мне это помогло и второй раз уже было легче. Я уже на себе испытала, что такое исповедь.
Я думаю, что если человек не гордый, он не обидится, а уж тем более, если на нем нет греха. Я думаю, что вопрос о блуде был бы нелеп, если бы был задан незнакомому (незнакомой)за чашкой чая, но когда мы стоим перед Господом это дело другое и священник вполне может и должен помочь незнающему. При этом не обязательно делать что то жестко. Поправить незнающего в храме или чего то спросить можно мягко и с любовью. Хотя есть люди, для которых и строгость полезна.