Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Старцы и духовники
Знаете, в наше время для православных очень актуальна тема взаимоотношения между духовным чадом и духовным отцом.
Помещаю тут официальное определение Священного Синода, которое должно регламентировать некоторые стороны таких отношений.
В особенности это определение касается не только пастырей, но и тех людей, которые иногда слепо и экзальтированно следуют указаниям и "благословениям" своих "старцев"-духовников. Думаю, материал интересен.
Определения Священного Синода
об участившихся в последнее время случаях злоупотребления
некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью
вязать и решить
В заседании Священного Синода 28 декабря 1998 года под председательством Патриарха имели суждение об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить (Мф. 18, 18).
Постановили:
1. Имея в виду участившиеся жалобы мирян на канонически неоправданные действия отдельных пастырей, указать священникам, несущим духовническое служение, на недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к следующим действиям и решениям: принятию монашества; несению какого-либо церковного послушания; внесению каких-либо пожертвований; вступлению в брак; разводу или отказу от вступления в брак, за исключением случаев, когда брак невозможен по каноническим причинам; отказу от супружеской жизни в браке; отказу от воинского служения; отказу от участия в выборах или от исполнения иных гражданских обязанностей; отказу от получения медицинской помощи; отказу от получения образования; трудоустройству или перемене места работы; изменению местожительства.
2. Напомнить всем пастырям Русской Православной Церкви, несущим духовническое служение, о необходимости в духовнической практике строго следовать букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам святых отцов и каноническим установлениям, а также о недопустимости для православных пастырей вводить в духовническую практику какие-либо нравственные и иные требования, выходящие за рамки предписанного означенными установлениями, и, по слову Спасителя, возлагать на людей бремена неудобоносимые (Лк. 11, 46).
3. Напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета.
4. Подчеркнуть недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку, напомнив всем священнослужителям правило 1-е Гангрского Собора: «Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую внити в Царствие, да будет под клятвою». Особо подчеркнуть, что принятие монашества является делом личного выбора христианина и не может совершиться «по послушанию» тому или иному духовнику.
5. Напомнить монашествующим о недопустимости, согласно 21-му правилу Гангрского Собора, «принимать подвижничество в повод гордости», «превозноситься над живущими просто» (то есть состоящими в браке) и «вопреки Писаниям и церковным правилам вводить новости». Правило 10-е того же Собора гласит: «Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися, да будет под клятвою».
6. Напомнить пастырям о том, что Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14).
7. Напомнить пастырям о том, что в своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами святого апостола Павла: Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 27-28; 39).
8. Напомнить пастырям о необходимости соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни.
9. Особо указать на недопустимость для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место оппозиционное и критическое отношение как к высшему церковному руководству, так и к другим пастырям и приходским общинам.
10. Подчеркнуть недопустимость использования церковного амвона для проповеди тех или иных политических взглядов.
11. Призвать епархиальных Преосвященных обратить особое внимание на то, как пастырями вверенных им епархий осуществляется духовное окормление паствы. Усилить надзор за строгим соблюдением пастырями установлений и норм Православной Церкви, касающихся различных аспектов духовнической практики.
12. Призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним. В связи с этим обратить внимание на слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения святых отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».
13. Епархиальным Преосвященным довести настоящее постановление до сведения священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.
Справка.
В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни.
Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей. Не памятуя о том, что отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, таковые пастыри переносят сугубо монашеское понятие беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной и семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане (см.: Гал. 5, 13). Подобные недопустимые методы духовного руководства в некоторых случаях оборачиваются трагедией для пасомого, который свое несогласие с духовником переносит на Церковь. Такие люди покидают Православную Церковь и нередко становятся легкой добычей сектантов.
Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчания в храме. Случается, что духовник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не принадлежит к православной вере. Иные монашествующие духовники запрещают своим духовным чадам вступление в брак и принуждают их к принятию монашества на том основании, что монашество якобы выше брака. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчаном» браке, отождествляя таковой брак с блудом; запрещают своим духовным чадам вступление во второй брак на том основании, что второй брак якобы осуждается Церковью; запрещают супружеским парам развод в том случае, когда в силу тех или иных обстоятельств семейная жизнь становится для супругов невозможной.
Имеют место случаи, когда пастырь «не благословляет» тому или иному из своих прихожан жениться или выходить замуж по любви, но предлагает «по послушанию» вступить в брак с лицом, рекомендованным самим пастырем.
Также имеют место случаи, когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению пасомыми своих гражданских обязанностей - участию в выборах, службе в Вооруженных Силах. Некоторые пастыри навязывают пасомым те или иные политические взгляды. Иные духовники считают учебу в светских учебных заведениях ненужной или вредной для спасения. Подобные требования не только нарушают право каждого христианина на принятие самостоятельных решений, но и входят в противоречие с действующим законодательством.
Участились случаи создания теми или иными пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря, подкрепляемом негативным отношением к церковному Священноначалию, а также к другим пастырям и приходским общинам. Таковые пастыри забыли о том, что их задача - вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя. В подобного рода приходах создается атмосфера собственной исключительности, несовместимая с духом соборности, на которой зиждется Православная Церковь.
Географическое положение: г. Краснодар
Пол: Женский
Re: Старцы и духовники
И немного не в тему (или наоборот). Мой духовник заболел - его заменял новенький батюшка...
Глянул на меня строгим глазом на исповеди и спросил - а не гуляю ли я от мужа (ну формулировка была покорректнее). Я так это гордо ответила - никогда, фииии, как это возможно, я, типа не такая......
Кто его за язык дернул - на этой же неделе пережила таааакое искушение, которое мне еще с полгода аукалось. Как не я повелась...
Без пошлостей, конечно, но душу-то дернуло? Вопрос - этт он так чутко на ровном месте предсказал, или я, гордо отвергнув возможность греховных помыслов, наступила на чей-то скользкий хвост?
Полный и развернутый ответ на этот вопрос дан в книге "Младостарчество и православная традиция" В. Соколова, в частности, в главе "Как бороться с этим пагубным явлением"
Географическое положение: южная европа
Пол: Женский
Re: Старцы и духовники
Извините, но что за ответ вы мне дали?
Я живу за границей, книг практически нет....
Да и зачем посылать перечитывать что то , своими словами и по существу, намного приятней.
Каюсь, не учла, что для вас может быть недоступно то, чего в Москве предостаточно, но, к сожалению, не востребовано.
В этой книге дан глубокий анализ актуальнейшей проблеме духовничества и лжедуховничества и хотелось, чтобы побольше людей с ней ознакомились.
Вкратце, в вашей ситуации советуется или оставить духовника,общение съ которым оказывается душевредным; или сверять советы и дела духовника с св. Писанием и Преданием и соответственно принимать или не принимать их.
Географическое положение: южная европа
Пол: Женский
Re: Старцы и духовники
Оставить нельзя, другого нет.
Он грешит, но не придает тому значения.
А писать в патриархат.....Все потеряем, т.к. церковь, которую долго выбивали, останется без духовника и скорее всего ее заберут назад. Люди останутся без свещенника....без изповеди, причастия.....
А батюшка знает, что грешит, говорили уже с ним, бесполезно.....
А с другой стороны, люди видя его грех, отделяются от церкви..........
А исповедь и причастие в грех и осуждение лучше? Как может уврачевать сам неуврачеванный?
Надо быть достойными иметь и способными найти духовника, учат святые отцы.
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Карса писал(а) Сбт, 10 Ноября 2007 18:37
И немного не в тему (или наоборот). Мой духовник заболел - его заменял новенький батюшка...
Глянул на меня строгим глазом на исповеди и спросил - а не гуляю ли я от мужа (ну формулировка была покорректнее). Я так это гордо ответила - никогда, фииии, как это возможно, я, типа не такая......
Кто его за язык дернул - на этой же неделе пережила таааакое искушение, которое мне еще с полгода аукалось. Как не я повелась...
Без пошлостей, конечно, но душу-то дернуло? Вопрос - этт он так чутко на ровном месте предсказал, или я, гордо отвергнув возможность греховных помыслов, наступила на чей-то скользкий хвост?
Знаете, такой же вопрос я на исповеди задаю практически всем незнакомым мне замужним женщинам. И ничего пророческого или провидческого тут не видно. Это нормальный вопрос на исповеди.
А искушение - это вообще норма ддля жизи православного человека. Через искушения (вернее через борьбу с ними) человек венец зарабатывает.
Географическое положение: южная европа
Пол: Женский
Re: Старцы и духовники
Свещенник человек, который с ВЕРОЙ С ПОМОЩЬЮ СИЛ воздействует. Силы Господни для нас сверхестественны.
И именно по молитве человека Господь ЧУДОМ преобразует хлеб и вино в Свое Тело и Кровь.
А насчет того, что каков поп таков и приход, опять таки не могу с вами согласится.
Не всегда зависит от свещенника поведение мирян, не станет же батюшка ходить постоянно за всеми прихожанами? И наоборот. Были случаи чудесных общин с полуграмотным свещенником.
[Обновления: Вс, 11 Ноябрь 2007 10:40] от Модератора
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Знаете, можно много спорить по поводу, как быть с таким священником, который такие искушения наводит на паству. Устав Святой Церкви дает нам один ответ - снятие священного сана. Для священника один из тягчайших пастырских грехов - введение врученной ему паствы в искушение. Потому как такой пастырь является не пастырем, а волком, убийцей своей паствы.
Как ни поверни эту ситуацию, в личке я уже давал ответ на этот вопрос. В любом случае решение и разрешение этой проблемы только радикальным методом. И не надо говорить, мол долго выбивали и храм и священника, все заберут и мы одни останемся. Знаете, это бесовские мысли и ненадеяние на Бога.
Потому обязательно нужно доложить в епархию. Тем более, вы его уговаривали.
Географическое положение: Белгородская ...
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
баба яга писал(а) Вск, 11 Ноября 2007 00:34
Интересно вы рассуждаете....
(удалено)
Как видно, под таинства подходит.
Свещенник человек, который с ВЕРОЙ С ПОМОЩЬЮ СИЛ воздействует. Силы Господни для нас сверхестественны.
И именно по молитве человека Господь ЧУДОМ преобразует хлеб и вино в Свое тело и кровь.
А насчет того, что каков поп таков и приход, опять таки не могу с вами согласится.
Не всегда зависит от свещенника поведение мирян, не станет же батюшка ходить постоянно за всеми прихожанами? И наоборот. Были случаи чудесных общин с полуграмотным свещенником.
Глубочайшее заблуждение!!!!
Таинства - не магичны, они таинственны. Не священник совершает приношение хлеба и вина и претворение их в Тело и Кровь Христовы, а Сам Господь! Священник лишь инструмент в руках Божиих. Священник по своему желанию не пользуется этими "силами", но Господь пользуется священником для преподавания благодати людям.
Никогда не сравнивайте Таинства с магическими действиями. Это большой грех.
[Обновления: Вс, 11 Ноябрь 2007 10:48] от Модератора
Географическое положение: Новосибирск
Пол: Мужской
Re: Старцы и духовники
Не помню где слышал. Поищу источник, Бог даст найду, укажу.
Отец, подскажите, пож-ста, байка или нет .
Молитва, читаемая священником в Алтаре теперь читается так, чтобы не слышали миряне после того, как на заре христианства произошел один случай.
На Агапу прихожане, как всегда, принесли хлеб для причащения. Корзину со всем хлебом в храм несли двое мальчиков, которые по пути по памяти прочитали молитву, которую обычно слышали.
Ну прочитали и прочитали. Корзину принесли, отдали в Алтарь.
Священник (был духовный, прозорливец) как всегда служит. Дошел до литургии верных - читает молитвы, которые положено прочитать.
Благодать на хлеб не сходит (есть показатели, по которым видно). Начинает вспоминать, что пропустил, читает еще раз. Не сходит.
Начинает вспоминать что, где и когда натворил, сказал неосторожно, подумал не о том и т.д. Встает на колени, обращается к Господу с просьбой указать в чем согрешил.
Получает ответ, что ни в чем не согрешил. Сколько можно сходить? Отроки уже попросили, Я уже сошел.