Дорогие форумчане! Всем известна эта заповедь Христа! Я бы хотела обсудить здесь вторую часть этой заповеди - "...как самого себя". Значит, чтобы возлюбить ближнего так, как этого от нас хочет Господь, надо сначала возлюбить себя? Что значит любить себя - кто это как понимает? Как любовь к себе сочитать со смирением, исправлять ближнего в "духе кротости" и одновременно не давать "бить себя ногами". Где золотая середина. Помогите разобраться. Я к сожалению немного читаю, хотя очень люблю. Может кто из святых отцов писал об этом?
Не знаю, как у Святых Отцов, не встречалось мне ничего на эту тему (или из головы вылетело ). Может, имеется в виду, что в себе человек должен любить образ и подобие Божие. Я слышала, что слишком уничижать себя за грехи - тоже нежелаьтельная крайность. Себя, со всеми грехами и недостатками тоже надо уметь терпеть. Не потакать, а именно терпеть (как этого добиться в реальности сама пока не представляю). И если научишься этому по-отношению к себе, наверное легче будет снисходить к другим. Получилось очень сумбурно, простите.
В большинстве своем, мы себя очень любим. мы видим свои недостатки и грехи, но не ненавидим себя за это, а всегда находим себе оправдание и прощаем.Точно так же мы должны относиться к окружающим.
я думаю смысл этой заповеди в этом.
Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Пол: Женский
Re: Возлюби ближнего своего
Попробую сформулировать своё понимание этого вопроса.
Вобщем то любить себя свойственно человеку. Каждый человек очень хорошо знает, в чем он виноват, знает свои грехи, но при этом, даже когда ругает себя за них, желает себе спасения, желает прощения своих грехов (да это и основная причина покаяния). Вот к такому же отношению к ближнему и призывает нас Господь.
В то же время Господь не требует от человека не любить себя. Из этой же заповеди видно, что нужно одинаково любить себя и ближнего.
Нужно бороться со своими грехами, по возможности помогать ближнему осознать свои грехи и покаяться в них. И всё с целью спастись самому и помочь спастись окружающим.
Об этом нашла только у святителя Игнатия Брянчанинова
Аскетическая проповедь
Поучение 2-е в двадцать пятую неделю. О любви к ближнему
Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе [1].
Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей. Любы есть союз совершенства [2], по определению апостола.
Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.
Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса — нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, — должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью [3].
Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя.
Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал святой Иоанн Богослов [4]. Если ты не гневаешься и не памятозлобствуешь — любишь себя. Если не клянешься и не лжешь — любишь себя. Если не обижаешь, не похищаешь, не мстишь; если долготерпелив к ближнему твоему, кроток и незлобив — ты любишь себя. Если благословляешь клянущих тебя, творишь добро ненавидящим тебя, молишься за причиняющих тебе напасти и воздвигающих на тебя гонение, то любишь себя; ты — сын Небесного Отца, который Своим солнцем сияет на злых и благих, Который посылает дожди Свои и праведным и неправедным. Если приносишь Богу тщательные и теплые молитвы из сердца сокрушенного и смиренного, то любишь себя. Если ты воздержен, не тщеславен, трезвен, то любишь себя. Если ты милостынею к нищей братии переносишь твое достояние с земли на Небо и твое тленное имение соделываешь нетленным, а временную собственность — собственностью вечною и неотъемлемою, то любишь себя. Если ты до того милостив, что соболезнуешь всем немощам и недостаткам ближнего твоего и отрицаешься от осуждения и уничижения твоего ближнего, то ты любишь себя. В то время как ты воспрещаешь себе суждение и осуждение ближнего, на что не имеешь никакого права, — правосудный и милосердый Бог устраняет праведное суждение и отменяет праведное осуждение, заслуженные тобою за многие грехи твои. Желающий правильно любить себя, не обольщаться и не увлекаться самолюбием, то есть своею падшею волею, руководимою лжеименным разумом, должен тщательно изучить евангельские заповеди, которые заключают в себе духовный разум и приводят исполнителя к ощущениям нового человека. При изучении и по изучении евангельских заповедей необходимо со всею бдительностью и трезвением наблюдать за пожеланиями и влечениями сердечными. При строгой бдительности соделается для нас возможным разбор наших пожеланий и влечений. От навыка и от страха Божия этот разбор обращается как бы в естественное упражнение. Не только всякое пожелание и влечение, явно противные евангельским заповедям, должны быть отвергаемы, но и все пожелания и влечения, нарушающие сердечный мир. Все, истекающее из Божественной Воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром [5]...
Наташ, везде сказано как любить ближнего, я это тоже заметила. А как вести себя когда тебя не любит ближний или проявляет к тебе злость, унижает тебя. Везде написано надо смириться. Смириться значит смирить себя и сказать себе, что ты именно этого достоин. Но в глубине души мы часто знаем, что это неправда, и такое смирение приносит много благодати. Но в такие моменты я чувствую, что не люблю как раз себя, что позволяю людям унижать меня и молчу. Иногда меня прорывает и я кричу, чтобы никто не смел так обращаться со мной. И что интересно - помогает. Они вдруг вспоминают, что я человек, что много для них делаю, что делаю все, что могу, что просто не могу делать больше. Вместо ожидаемой обиды я вижу сразу желание угодить, сделать то, что я прошу. Почему так? Ведь такое поведение акт любви к себе. к своему эго, что совсем не соответствует смирению. Надо заметить, что о смирении писали монахи, может для мирян все не совсем так? Кто поможет ответить на этот вопрос?
Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Пол: Женский
Re: Возлюби ближнего своего
Наталья, я где то читала ответ священника на вопрос подобный вопрос. Очень хотелось дать ссылку, но, к сожалению не могу найти. Попробую передать суть своими словами.
Смирение это не синоним забитости, не умения постоять за себя. Христианин должен уметь постоять за свою веру, за отечество и за самого себя тоже. Иначе бы иноверцы уже "на голову бы сели" христианам. Однако видя несправедливость по отношению к себе не должен распаляться гневом, желать зла обидчику. Но нужно объяснить обидчику, в чём он не прав, приемлемыми методами добиться, чтобы Вам "не садились на голову". И чем больше при этом любви к ближнему, тем лучше. Что у Вас, на мой взгляд, и получается. Потому они и не обижаются, что видят, Вы правы.
Кстати, даже неправославные психологи отмечают, что если ребёнка наказали за его вину, даже если строго наказали, но он знает, что он это заслужил, то он не будет хранить обиду, наказание пойдёт на пользу. А вот когда ребёнка ругают и наказывают по причине плохого настроения у родителей (без особой его вины), то такие обиды не забываются очень долго.
Смирение же, в данном случае, выражается в первую очередь в том, что человек воспринимает нанесенную обиду не как несправедливость допущенную Богом, а как наказание за свои же грехи. И не роптать на Бога, а благодарить его за всё. Еще раз повторю нельзя распаляться гневом, желать зла обидчику. А во многих случаях нужно все же смиренно терпеть, прощать. Это зависит от конкретной ситуации.
Ну вот такая примерно суть, правда я передала её возможно не совсем точно, и вперемешку с моим личным представлением и как-то сумбурно, простите за это.
ООООООчень интересно, Лен! Вот бы поподробнее почитать об этом. Для меня эта пока труднейшая часть заповеди. Но я поняла ,что это так тесно связано (обе части), что без одной невозможно исполнить другую и наоборот. Вот и думаю, может кто подскажет, кто и где из умных людей об этом писал.
Своими словами тоже понятно. Спасибо, Лен. Так и чувствовала, что должно быть примерно так - сердце не обманешь. Как важно разобраться во всех тонкостях заповедей Христа, ведь это единственный путь ко спасению.
А можно ответить на этот вопрос проще) А Евангелии Господь ясно показывает, как надо любить ближнего - "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас" [Ин.13:34]. То есть - любить до самоотречения, даже до собственной смерти. Это уточнение особенно важно, когда люди говорят: "как я могу возлюбить ближнего, если себя не люблю?"
Дальше уже вопрос - кто есть ближний) И вспоминаем притчу о милосердном самарянине. Читая ее, рассматриваем историческое взаимоотношение иудеев и самарян: иудеи из люто ненавидели. И вслед за Господом отвечаем самим себе, как нам относиться к ближнему, и кто такой - этот ближний
В это воскресенье батюшка как раз говорил проповедь на эту тему. И сказал, что наш ближний - это тот, кто оказался на данный момент рядом и кому нужна наша помощь. Неважно, кто это, если нужно, обязательно надо помочь, ради Христа. А возлюбить ближнего своего - это одна из тяжелейших задач. Куда проще любить всех вместе, чем каждого по-отдельности
Посмотрите пожалуйста последние сообщения. Речь сейчас о второй части заповеди: "Что значит любит самого себя и как это сочитать со смирением". Лена писала, что смирения не синоним забитости. Смириться не значит дать сесть себе на голову. Вот об этом хотелось бы поговорить Как любить себя? Ведь если мы бедем позволять забивать себя нам будет невозможно любить ближнего. Или не так? Я просто пытаюсь рассуждать.
"Как можно описать вкус меда тому, кто никогда не ел его?" (цит. по И. Златоусту, по памяти, возможно где-то допустила неточность). Смирение - это наитруднейший подвиг. Вот, я например. Когда начала воцерковляться, считала, что я стала такой смиренно, что дальше некуда. И вдруг, кто-то чем-то меня оскорбил. Бац! Все "смирение" снесло как шапку у одуванчика
Есть ситуации, когда лучше убрать источник раздражения, а иногда можно и наступить себе на горло, потерпеть.
Есть знакомая раба Божия. При каждом удобном и неудобном случае старается зайти в гости (на завтрак, на обед, на ужин ). На свой и чужой день родения, на поминки и просто так. И как поступить? С лицемерной улыбкой распахивать дверь?
Или моя родственница. Хорошо ко мне относится. Но ее манера общаться меня иногда так выводит из себя, что с трудом сдерживаюсь. Закипаю. Но молчу.
В каждом жизненном случае надо думать, как поступить, чтобы никого не обидеть (в т.ч. и себя). Опять сумбурно как-то. Простите, Наталья.
Интересно касаемо Вашей соседки.
Ну и что здесь будет любить ближнего как себя? Смиренно дать ей стать членом Вашей семьи? А может просто объяснить ей, чтобы пришла тогда-то, а сейчас Вы завтракаете с семьей.
При каждом удобном и неудобном случае старается зайти в гости
А Вы попробуйте занять у нее денег, даже если они Вам не нужны и потянуть с отдачей, даже если можете вернуть их тут же.
Можно еще много чего придумать: пообращайтесь к ней с просьбами какими-нибудь в момент, когда она к Вам приходит (именно, когда у Вас находится, а не у себя дома!), даже если прекрасно обошлись бы без нее. Например, передать, забрать, сделать, купить что-либо (и почаще!).
Цитата:
Но ее манера общаться
А клин клином вышибать не пробовали? Если Вы ее знаете достаточно хорошо, то можно взять инициативу в свои руки и упреждать многие ее "ходы". Тогда уже ОНА будет вынуждена занимать позицию "поддакивающей" или "отнекивающейся". При определенной доле изобретательности ее обременительные и раздражающие визиты можно вообще в цирк превратить: будете только положительные эмоции получать...
Географическое положение: Ростов-на-Дон...
Пол: Женский
Re: Возлюби ближнего своего
Когда я задумываюсь о "правилах" обращения с ближним, на ум невольно приходит аналогия в отношениях человека с собственными детьми. Потому что именно собственные дети почти для каждого человека являются теми ближними, которых очень любишь (и маленькие и уже взрослые).
Разве должны любящие, "образцовые" родители во всем потакать своему ребёнку, всё-всё ему позволять, никогда не ругать и не наказывать? Конечно нет! Не в этом проявляется их любовь! Это не принесет пользы ни родителям ни душе ребёнка. Ребёнок будет очень избалован, плохо воспитан, а родители с ним замучаются.
Родители готовы за своего ребёнка жизнь отдать, последний кусок хлеба мать сама не съест, отдаст ребёнку. Но эта же мать может (и должна!) ребёнку и замечание сделать и поругать (если маленький, то и в угол поставить).
А если взрослый сын или дочь совершит какой-либо грех. Родители будут всей душой сожалеть об этом, желать ему исправления, молиться за него и вразумлять (насколько это возможно). Но не молча ему улыбаться и всё одобрять. А вот ненависть к ребёнку всё равно не возникнет (и не должна). Родители будут грех его ненавидеть и по мере своих сил помогать ребёнку его побороть. А самого ребёнка будут любить и желать ему спасения.
Подобным образом и ближнему с любовью можно (а иногда необходимо) и замечание сделать и поругать его.
Соседке, я думаю вполне уместно дать понять, что её поведение не совсем корректно, что впринципе, Вы ей рады, но в данный момент она не совсем вовремя.
Так же как сыну, который постоянно забегает в комнату родителей, без стука, не вовремя, Вы же сделаете замечание.
Спасибо всем за советы! Со знакомой-то проще, а вот с родственницей... Характер у меня не сахар, с трудом могу все в шутку переводить, слишком серьезно воспринимаю все сказанное на мой счет, поэтому злюсь часто. В моем поведении как мне кажется больше эгоизма и себялюбия, и замечание я могу сделать скорее пыхтя от раздражения как чайник, чем с кротостью и любовью. Где для меня золотая середина - и любить и в строгости держать?
Лен, спасибо, хороший пример на счет детей! А если ближний старше? Если начальник, пожилой человек, муж или тем более мать, отец? Как здесь себя вести, если видишь, что человек перегибает палку?
А чё тут не понятного?
Если мы в чём-то ошибаемся мы себе говорим: каждый может ошибиться. Если у нас плохое настроение - значит мы устали, слишком много работаем или просто кто-то сильно огорчил. Если мы кого-то обидели - думаем - это я с горяча, ну ничего исправлюсьи вообще я никого не хотела обижать, не со зла же в самом деле! Перенесите те же оговорки на другого человека и тогда выдет, что он обидел вас потому что он трудоголик, не спит вторые сутки подряд, а вы попались под горячую руку и конечно же он уже раскаивается, просто иногда не просто в этом признаться. А вообще, если войти в положение, то выдет, что люди в большинстве своём ничего.
Географическое положение: Россия, Москв...
Пол: Женский
Re: Возлюби ближнего своего
ЕленаСм писал(а) Чтв, 13 Сентября 2007 14:48
Когда я задумываюсь о "правилах" обращения с ближним, на ум невольно приходит аналогия в отношениях человека с собственными детьми. Потому что именно собственные дети почти для каждого человека являются теми ближними, которых очень любишь (и маленькие и уже взрослые).
Разве должны любящие, "образцовые" родители во всем потакать своему ребёнку, всё-всё ему позволять, никогда не ругать и не наказывать? Конечно нет! Не в этом проявляется их любовь! Это не принесет пользы ни родителям ни душе ребёнка. Ребёнок будет очень избалован, плохо воспитан, а родители с ним замучаются.
Родители готовы за своего ребёнка жизнь отдать, последний кусок хлеба мать сама не съест, отдаст ребёнку. Но эта же мать может (и должна!) ребёнку и замечание сделать и поругать (если маленький, то и в угол поставить).
А если взрослый сын или дочь совершит какой-либо грех. Родители будут всей душой сожалеть об этом, желать ему исправления, молиться за него и вразумлять (насколько это возможно). Но не молча ему улыбаться и всё одобрять. А вот ненависть к ребёнку всё равно не возникнет (и не должна). Родители будут грех его ненавидеть и по мере своих сил помогать ребёнку его побороть. А самого ребёнка будут любить и желать ему спасения.
Подобным образом и ближнему с любовью можно (а иногда необходимо) и замечание сделать и поругать его.
Соседке, я думаю вполне уместно дать понять, что её поведение не совсем корректно, что впринципе, Вы ей рады, но в данный момент она не совсем вовремя.
Так же как сыну, который постоянно забегает в комнату родителей, без стука, не вовремя, Вы же сделаете замечание.